Мнемические способности учащихся

Педагогические практики » Усвоение знаний в школе » Мнемические способности учащихся

Страница 4

Осознание школьниками тех конкретных задач, которые ставятся перед запоминанием, оказывает большое положительное влияние на результаты запоминания, содействуя более точному и прочному усвоению знаний.

Воспитанию у школьников установки на более прочное запоминание содействует такой опрос учащихся на уроке, когда учитель систематически проверяет знания учеников не только по материалу предыдущего урока, но и по тому материалу, который изучался раньше. Стремление ученика заучивать дословно любой материал обычно является ярким показателем того, что ученик не умеет запоминать, не владеет приемами запоминания.

Некоторые полагают, что дословность запоминания является возрастной особенностью младшего школьника, и что именно этим объясняется дословность воспроизведения выученного детьми в первые годы учения в школе.

В действительности, однако, дело обстоит иначе. Дословность запоминания у младших школьников находит свое объяснение не в возрастных особенностях памяти, а в ряде других фактов. Рассмотрим основные из них.

Еще не умея дифференцировать задачи запоминания и стремясь вместе с тем выполнить требование учителя воспроизводить выученное правильно и полно, маленький школьник невольно вырабатывает у себя установку на дословное запоминание, привычку буквального запоминания. К этому обычно приводит отсутствие должной работы учителя по разъяснению учащимся конкретных задач запоминания. В этом одна из причин того, что некоторые младшие школьники, особенно первых двух классов, запоминают материал дословно.

Буквальность запоминания у младших школьников объясняется, далее, и тем, что в младших классах ученики часто имеют дело с очень компактным и насыщенным материалом. При запоминании такого материала у них ограничена возможность передачи его своими словами. В силу этого они и становятся невольно на путь дословного запоминания.

Дословное воспроизведение у младших школьников находит свое объяснение и в том, что дети этого возраста не владеют еще в достаточной мере речью, чтобы свободно передавать содержание запоминаемого материала своими словами. Боясь исказить содержание при воспроизведении, маленькие школьники стремятся запомнить материал в том словесном выражении, как это дано в учебнике.

Младший школьник не всегда ставит перед собой задачу запомнить. К тому же он не умеет еще сам дифференцированно ставить задачи запоминания. Не делают этого в достаточной мере и те старшие школьники, у которых в младшем возрасте не воспитывалась такая целенаправленность запоминания. (Вот почему необходимо, чтобы учитель, задавая урок на дом, ставил перед младшими школьниками конкретные задачи, которым должна быть подчинена самостоятельная работа школьников по запоминанию заданного. Учителю необходимо добиваться такого активного запоминания и у старших школьников. В этом заключается один из важных путей развития целенаправленности произвольного запоминания у школьников, а также один из путей организации прочного запоминания ими учебного материала.

При всем значении и преимуществе произвольного запоминания нельзя, однако, недооценивать и роли непроизвольного запоминания в процессе усвоения школьных знаний. Известно, что многое из того, что воспринимается человеком в жизни, запоминается им в результате непроизвольного запоминания. Многое из жизненного опыта сохраняется в памяти людей иногда очень прочно, хотя специальная цель запомнить при этом не ставилась. Не подлежит сомнению, что и в практике школьного обучения ученик часто запоминает также непроизвольно, не ставя перед собой цель запомнить.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Модель двигательной активности в детском саду
В наши дни каждый человек знает, что физкультура и спорт полезны для здоровья. Что же касается движений для физического и психического развития ребёнка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. И действительно невозможно представить здорового ребёнка неподвижным, хотя, к сожале ...

Нетрадиционные уроки. Урок-зачет
Тема нашего урока-зачета очень важная в курсе русского языка 6-го класса, так как в неё входят важнейшие орфограммы, связанные с навыками грамотного письма. Много раз отрабатываются эти навыки на уроках в системе тренировочных упражнений. И вот теперь, когда тема закончена, надо дать учащимся возмо ...

Особенности культуры педагогической деятельности
Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна, и единое, общепризнанное понятие "культура" ¹ отсутствует. Мы под культурой понимаем "определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемы ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru