Мнемические способности учащихся

Педагогические практики » Усвоение знаний в школе » Мнемические способности учащихся

Страница 7

Соотнесение нового с имеющимися знаниями, соотнесение содержания отдельных частей запоминаемого материала доступно учащимся, но - оно часто не используется ими как прием запоминания. Младшие школьники прибегают к использованию этого приема, когда испытывают затруднения при запоминании. В этих случаях они подыскивают наглядную или словесную опору, облегчающую запоминание. Если побуждать младших школьников к этому действию, они выполняют его успешно и понимают, что такой прием облегчает запоминание. Старшие школьники значительно чаще пользуются этим приемом без специального побуждения их к этому действию.

Рассмотренные приемы содействуют лучшему пониманию и на этой основе лучшему запоминанию учебного материала школьниками.

Остановимся на запоминании школьниками наглядного и словесного материала.

'При запоминании каждого из этих видов материала по-разному выступает соотношение роли слова и образа в процессе запоминания.

Запоминая наглядный материал, мы непосредственно воспринимаем сам предмет или его изображение. Слово в этом случае мы не воспринимаем, но произносим про себя название рассматриваемого предмета. Запоминая словесный материал, мы, наоборот, воспринимаем слово. Предмет в этом случае не воспринимается, но мы можем представить себе образ предмета. Так, например, запоминая конкретный словесный прочитанный в учебнике материал, школьник может представить картину природы того или иного края, образ героя литературного произведения и т. д. При запоминании абстрактного, отвлеченного материала представление запоминаемого может оказываться затрудненным. Таким образом, роль слова и образа, их соотношение оказываются различными при запоминании наглядного и словесного материала. При запоминании наглядного материала усиливается роль образа (предмета или его изображения) сравнительно со словом. При запоминании словесного материала усиливается роль слова, сравнительно с ролью предметного образа. Чем отвлеченнее, абстрактнее словесный материал, тем более усиливается роль слова в запоминании.

В процессе учения школьник запоминает как наглядный, так и словесный материал. Соотношение слова и образа представлено по-разному в каждом конкретном случае в зависимости от характера самого наглядного или словесного материала. Различным, следовательно, является взаимодействие первой и второй сигнальных систем при запоминании того или иного материала. В запоминании наглядного и словесного материала участвуют обе сигнальные системы в их взаимодействии друг с другом. Но в каждом конкретном случае их соотношение будет различным. Вместе с тем взаимоотношение обеих сигнальных систем будет различным у разных возрастных групп школьников, что оказывает влияние на запоминание наглядного и словесного материала у школьников разного возраста.

Исследованиями психологов показано, что с возрастом становится продуктивнее запоминание как наглядного, так и словесного материала. Вместе с тем запоминание наглядного материала превалирует над запоминанием словесного материала. В разном возрасте это преимущество оказывается, однако, неодинаковым, а именно: чем старше возрастаем больше сглаживается разница между запоминанием наглядного и словесного материала. При правильном использовании слова и образа в объяснении учителя на уроке усиливается положительная роль образа при запоминании словесного материала, а также роль слова, описания при запоминании наглядного материала.

Образ помогает лучшему уяснению материала и лучшему его запоминанию. Однако в самостоятельной работе школьники не всегда прибегают к этому. Постановкой некоторых учебных задач учитель может стимулировать учащихся к использованию ими образов при запоминании.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Исследовательская деятельность учащихся
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом котор ...

Эмпирические методы
Анкетирование относится к опросным методам, которые проникли в педагогику из социологии и называются еще социологическими. Анкетирование – метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами [22]. Анкетирование – также один из наиболее распространенных ...

Законодательные меры по реализации Болонского процесса в России
19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования стран-участниц Болонского процесса Россия официально присоединилась к формированию единого европейского пространства высшего образования и подтвердила свое намерение следовать основным принципам Болонской Декларации. После того, как м ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru