Мнемические способности учащихся

Педагогические практики » Усвоение знаний в школе » Мнемические способности учащихся

Страница 5

Психологами установлено, что при известных условиях непроизвольное запоминание может оказываться даже более продуктивным, чем произвольное. Так, непроизвольное запоминание может быть весьма продуктивным в условиях активного выполнения деятельности, в которую это запоминание включено.

Однако непроизвольное запоминание не оказывалось столь эффективным в тех случаях, когда выполняемая деятельность не требовала глубокого проникновения в содержание материала и высокой степени интеллектуальной активности запоминающего.

Таким образом, при правильной организации процесса запоминания непроизвольное запоминание может быть достаточно эффективным. С точки зрения описанной выше организации запоминания заслуживает положительной оценки такой, например, опыт учителей, когда в целях лучшего запоминания слов иностранного языка или правописания тех или иных слов родного языка учителя предлагают учащимся не просто запомнить этот материал, а включают его в решение учениками какой-либо интеллектуальной задачи, требующей активного использования этих слов: составление рассказа с включением в него данных слов, придумывание предложений с этими словами.

Развитие памяти ученика идет не только в направлении роста произвольности или преднамеренности запоминания и воспроизведения, но и в направлении развития осмысленности памяти.

В психологии различают два пути запоминания:

осмысленное и механическое.

Осмысленное запоминание основано на понимании того, что заучивается. Основой механического запоминания является только многократное повторение того же материала без достаточного его понимания.

В процессе усвоения знаний школьниками учитель должен добиваться осмысленного запоминания учебного материала. При правильной организации запоминания ученик старается прежде хорошо понять содержание изучаемого материала (правило, определение, стихотворение и т. д.) и лишь после этого переходит к буквальному его запоминанию.

Механическое запоминание не является, как думают некоторые, особенностью детей того или иного возраста, хотя оно и наблюдается в более раннем возрасте (дошкольном и младшем школьном) чаще, чем в старшем. Объясняется это в основном тем, что более младшие по возрасту дети часто не владеют еще приемами осмысленного запоминания, которым они должны научиться у взрослых.

Механический путь запоминания, без ясного понимания заучиваемого, обычно называют «зубрежкой». На путь такого запоминания чаще становятся ученики интеллектуально менее активные, которые не привыкли стремиться к пониманию учебного материала, иногда и легко достигаемому, не привыкли к интеллектуальным усилиям. Учеников, привыкших запоминать преимущественно механическим путем, мы можем встретить как в младших, так и в старших классах. Привычка к такому способу запоминания складывается уже в младших классах, но обнаруживается она иногда значительно позже, когда ученик оказывается не в силах усваивать таким путем обширный материал различных учебных предметов. Он постепенно начинает отставать в учении, теряет интерес к нему, жалуется на плохую память, утрачивает положительное отношение к учебным занятиям. Привычка запоминать все всегда только механически становится непосредственной причиной неуспеваемости таких учеников. Изжить указанный недостаток в учебной работе школьника вполне возможно, но это требует немало времени, больших усилий со стороны ученика, систематической помощи и контроля учителя. Поэтому важно вовремя, уже в первые годы учения, предупреждать возможность появления такой привычки у школьников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Новости образования:

Анализ информационных ресурсов
Одним из вопросов, ставший особенно актуальным в условиях быстрого изменения всей системы образования: каким в современных условиях должен быть школьный класс как коллектив? Прежде всего гораздо более самостоятельным и развитым в социально-психологическом отношении. Он должен стать творческим, само ...

Программа элективного курса «Элементы наглядной топологии»
Пояснительная записка Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 10-х классов математического профиля. Курс рассчитан на 16 часов, на второе полугодие. Программа элективного курса включает материал об элементах наглядной топологии, которая нашла себе ряд блестящих применений для описани ...

Неэксперементальные методы
Наблюдение – один из наиболее часто используемых методов изучения мотивации учения. Цель наблюдения определяется общими задачами и гипотезами исследования. Цель наблюдения конкретизируется также регистрируемыми учителем показателями мотивации учения. В качестве таких показателей могут выступать, на ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru