Творческое мышление оценивается по следующим параметрам:
Беглость – этот фактор характеризует беглость творческого мышления, беглость воспроизведения идей и определяется общим числом ответов на задание.
Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов.
Попытаемся определить уровни сформированности этих показателей:
Таблица 2.
Показатели уровня сформированности творческого мышления.
Показатель |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Достаточный уровень |
Высокий уровень |
1.Оригинальность |
Не справляется с заданием, или выполняет, но с подсказками; генерирует малое количество идей, показывает малооригинальные варианты. |
Справляется с заданием самостоятельно; предлагает оригинальные идеи, но не может пояснить. |
Справляется с заданием самостоятельно; предлагает оригинальные идеи, поясняет по ходу выполнения. |
Справляется с заданием; Предлагает большое количество оригинальных идей, либо приводит ответ, которому дается новая категория Подсказки не нужны, получено объяснение. |
2.Беглость |
При выполнении задания большая часть времени уходит на придумывание; дано малое количество ответов. Требуются подсказки. Не понял задание. |
Задание понял, выполняет с охотой. Дает уместные ответы после наводящих вопросов. Относительно самостоятелен. |
Ребенок приводит достаточное количество уместных ответов; задания выполнены до конца; самостоятелен. |
Ребенок приводит максимально возможное количество уместных ответов; все задания выполняются им до конца; самостоятелен. |
3. Гибкость |
Малое количество групп ответов. Требуются подсказки. Почти не переключается на разные варианты. |
Переключается на различные идеи благодаря наводящим вопросам. Дает среднее количество ответов. |
Переключается на разные идеи самостоятельно. Достаточное количество групп ответов. В подсказках не нуждается. |
Быстро переключается на различные идеи. Ответы определяются большим числом классов(групп). Самостоятелен, не нуждается в подсказках. |
Таким образом, мы выделили показатели мышления и воображения, которые нужно исследовать, чтобы определить уровень развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе
Анализируя методическую литературу по теме исследования, было обнаружено, что творческие способности включают в себя множество качеств. Нами было выделено два основных компонента, на которых строится процесс формирования творческих способностей. Это мышление и воображение[20].
Также был сделан вывод, что основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
Новости образования:
Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление»
и его качества
В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно и произошло от английского «desighn» - проектировать, конструировать. Дизайн – это творческая задумка создателя, новый, необычный подход к предметам и вещам. Дизайн – искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые со ...
Задача и умение её решать
В начальном курсе обучения математике задачи играют большую роль. Что составляет содержание понятия «задача»? В Толковом Словаре русского языка Ожегова С.И. дана такая трактовка этого понятия: «задача - это то, что требует разрешения, исполнения». [17, с. 203] Из «Психологического словаря» мы узнаё ...
Методика обследования детей с заиканием
Обследование заикающегося осуществляется комплексно (логопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиатра, окулиста отоларинголога и др. Содержание обследования включает изучение анамнестических сведений, педагогической, психолог ...