Творческое мышление оценивается по следующим параметрам:
Беглость – этот фактор характеризует беглость творческого мышления, беглость воспроизведения идей и определяется общим числом ответов на задание.
Гибкость – фактор характеризует гибкость творческого мышления, способность к быстрому переключению и определяется числом классов (групп) данных ответов.
Оригинальность - фактор характеризует оригинальность, своеобразие творческого мышления, необычность подхода к проблеме и определяется числом редко приводимых ответов.
Попытаемся определить уровни сформированности этих показателей:
Таблица 2.
Показатели уровня сформированности творческого мышления.
Показатель |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Достаточный уровень |
Высокий уровень |
1.Оригинальность |
Не справляется с заданием, или выполняет, но с подсказками; генерирует малое количество идей, показывает малооригинальные варианты. |
Справляется с заданием самостоятельно; предлагает оригинальные идеи, но не может пояснить. |
Справляется с заданием самостоятельно; предлагает оригинальные идеи, поясняет по ходу выполнения. |
Справляется с заданием; Предлагает большое количество оригинальных идей, либо приводит ответ, которому дается новая категория Подсказки не нужны, получено объяснение. |
2.Беглость |
При выполнении задания большая часть времени уходит на придумывание; дано малое количество ответов. Требуются подсказки. Не понял задание. |
Задание понял, выполняет с охотой. Дает уместные ответы после наводящих вопросов. Относительно самостоятелен. |
Ребенок приводит достаточное количество уместных ответов; задания выполнены до конца; самостоятелен. |
Ребенок приводит максимально возможное количество уместных ответов; все задания выполняются им до конца; самостоятелен. |
3. Гибкость |
Малое количество групп ответов. Требуются подсказки. Почти не переключается на разные варианты. |
Переключается на различные идеи благодаря наводящим вопросам. Дает среднее количество ответов. |
Переключается на разные идеи самостоятельно. Достаточное количество групп ответов. В подсказках не нуждается. |
Быстро переключается на различные идеи. Ответы определяются большим числом классов(групп). Самостоятелен, не нуждается в подсказках. |
Таким образом, мы выделили показатели мышления и воображения, которые нужно исследовать, чтобы определить уровень развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста.
Вывод по первой главе
Анализируя методическую литературу по теме исследования, было обнаружено, что творческие способности включают в себя множество качеств. Нами было выделено два основных компонента, на которых строится процесс формирования творческих способностей. Это мышление и воображение[20].
Также был сделан вывод, что основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются:
Новости образования:
Исследовательская деятельность учащихся
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом котор ...
Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе
В настоящее время в условиях глубоких перемен во всех сферах жизни российского общества происходит переоценка социальных ценностей и ориентации, преодоление устаревших взглядов, подходов, форм и методов работы и изменяется отношение к накопленному опыту педагогики и психологии. Традиционная педагог ...
Проблема классификации педагогических ценностей
Исследуя проблемы педагогических ценностей и их классификации И.Ф. Исаев выстраивает следующую иерархию ценностей: социально-педагогические профессионально-групповые личностно-педагогические Первые отражают характер и содержание тех ценностей, которые функционируют в обществе и появляются в обществ ...