Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. А основными направлениями развития творческих способностей детей дошкольного возраста является:
1.развитие продуктивного творческого воображения, которое характеризуется богатством продуцируемых образов и направленностью.
2.развитие мышления, в том числе ассоциативности, диалектичности, системности мышления.
Анализ литературы по проблеме творческих способностей позволил выдвинуть несколько показателей творческого воображения и мышления, по которым мы в последующем будем определять уровень развития творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста.
Показатели развития творческого воображения:
Первый показатель – оригинальность характеризует способность к выдвижению идей, отличающихся от очевидных, общепринятых, банальных или твердо установленных, но также умение удачно сочетать цвет, форму и материал.
Количественная продуктивность – отражает способность к порождению идей, выраженных в словесной формулировке или виде рисунков.
Третий показатель – качественность – используется для оценки фигурных тестов.
Четвертый показатель – самостоятельность и волевая активность проявляемая ребенком при достижении цели
Быстрота реакции при вхождении в творческую ситуацию – насколько легко ребенку дается включиться в процесс творческой работы.
Шестой показатель - эмоциональный настрой проявляемый ребенком во время работы.
Уровни сформированности этих показателей составлены нами на основе критериев сформулированных: Калининой Г.П., О.М. Дьяченко и А.И. Кирилловой, Е.Г. Речицкой [13] .
Таблица 1
Показатели уровня сформированности творческого воображения
№ |
Показатель |
Низкий уровень |
Средний уровень |
Достаточный уровень |
Высокий уровень |
1 |
Оригинальность |
Все идеи очевидны, общеприняты; разные эталоны превращаются в один и тот же элемент или изображение вообще не создается |
Большинство очевидных ответов; создаются в основном типичные изображения |
Большинство выдвигаемых идей отличаются от очевидных; на основе заданных эталонов создаются неповторимые изображения |
Выдвигаются идеи, отличающиеся от очевидных; на основе эталонов создаются неповторимые изображения, они объединяются в неповторимую композицию |
2 |
Количественная продуктивность |
Не выдвигает никаких идей |
Порождает малое (в соответствии с заданием) число идей |
Порождает достаточное (в соответствии с заданием) число идей |
Порождает большое число идей |
3 |
Качественность |
Схематичность изображения, контуры предметов совпадают с контурами предложенных фигур |
Меньшая схематичность изображения, большее число деталей как в нутрии основного контура, так и за его пределами |
В работах широко развернута предметная среда, наличие новых элементов у фигуры |
Фигуры маскируются в композицию «включение» тест – фигуры в композицию в качестве мелкой второстепенной детали |
4 |
Самостоятельность и волевая активность |
Не может решать задачу самостоятельно и не принимает помощь |
Выбирает наиболее легкий, простой путь выполнения задания (подсматривает за деятельностью других детей) |
Работает самостоятельно, (без плана) но совершенно не задумываясь к какому результату придет в конце |
Работает самостоятельно, творчески (по плану), самостоятельно преодолевая трудности |
5 |
Быстрота реакции при вхождении в творческую деятельность |
Не может самостоятельно включаться в творческую деятельность |
Включается в творческую деятельность быстро, но испытав затруднения бросает работу |
Самостоятельно включатся в работу, но часто меняет замысел (не придерживается плана работы даваемого педагогом) |
Включается в работу легко, быстро. Исполняет все промежуточные задания педагога, работает качественно |
6 |
Эмоциональный настрой |
Не испытывает желания начать работу |
Желает, но боится работать, т.к. не знает, как решать творческую задачу |
Эмоционален, но не постоянно. Нуждается в поддержке педагога |
Эмоционален, активен, работает с большим желанием и удовольствием |
Новости образования:
Зависимость методов от учительского
«Я», целей и объектов воспитания
Результаты воспитания зависят не только от методов, но и от умелого их применения, а также от знания объекта. Поэтому , метод- это «я».Все через меня. Нет плохих методов,…. Хороших методов столько же, сколько - хороших учителей. Личность воспитателя играет важнейшую роль в воспитании. Эффективность ...
Домашнее задание как одна из форм самостоятельной
деятельности
Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной украинской школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемо ...
Проявление творческих умений учителя в играх
Взаимодействие учителя и учеников во время игр требует умений особого рода: создавать общий фон для проявления творчества устанавливать психологический контакт, рефлексия творческой индивидуальности и индивидуализации, стимулирование нерегламентированного общения, выстраивать гармоничные межличн ...