Наш формирующий эксперимент мы разрабатывали совместно с учителем второй категории Кравчук Ритой Александровной.
В его основу были положены дидактические игры, которые мы включали в уроки математики. Все они были направлены не только на ознакомление школьников с соответствующим материалом, но и на развитие произвольной памяти в процессе дидактической игры.
Дидактические игры были подобраны в соответствии с этапами изучения чисел 1-го десятка в СКОУ VIIIвида предложенными М.Н. Перовой [63]
Этапы работы над числами первого десятка
Получение числа.
Обозначение числа цифрой и письмо цифры.
Соотношение предметной совокупности, числа и цифры.
Место числа в числовом ряду.
Счет в прямой и обратной последовательности.
Сравнение предметных совокупностей. Сравнение чисел.
Состав числа.
Действия сложения и вычитания в пределах данного числа.
Количество уроков, направленных на изучение числа, зависит от состава учащихся конкретного класса.
На первом уроке учащиеся знакомятся с образованием числа путем присчитывания к предыдущему числу единицы, его названием, обозначением числа цифрой, учатся писать эту цифру. Учитель показывает школьникам место числа в числовом ряду, знакомит с соотношением количества, числа и цифры, предлагает рассмотреть количественные и порядковые отношения изученного отрезка натурального ряда чисел. На втором уроке закрепляется место числа в числовом ряду, вводится второй способ образования предшествующего данному числа путем отсчитывания из данного единицы, отрабатывается счет в прямой и обратной последовательности.
Школьники учатся сравнивать предметные совокупности, числа, устанавливать отношения равенства и неравенства. На последующих уроках учащиеся знакомятся с составом числа (из двух чисел), действиями сложения и вычитания в пределах данного числа.
Основные теоретические положения, которые легли в основу системы дидактических игр направленных на развитие произвольной памяти, младших школьников с нарушениями интеллекта в нашей экспериментальной работе:
Стимулирование повторения вслух - играет в развитии произвольной памяти важную роль, и поэтому в процессе дидактических игр мы постоянно стимулировали речевое повторение заучиваемого материала.
Переход от внешнего к мысленному повторению делает запоминание более продуктивным.
Обучение запоминанию одних вещей при помощи других, например запоминание цифр с помощью обозначающих их картинок.
Включение детей в дидактическую игру – способствует развитию произвольной памяти.
Формирование умения классифицировать материал в процессе дидактической игры - должно пройти три этапа:
практический,
речевой
полностью умственный.
В результате овладения приёмами группировки и классификации можно улучшить произвольную память младших школьников с нарушениями интеллекта.
Развитие активной непроизвольной памяти – важный этап в развитии произвольной памяти – его стимулирование приведёт к развитию произвольной памяти.
Примерная структура занятия
Этапы, обозначенные в работе – названы условно. Их количество может меняться в зависимости от цели, темы, темпа работы участников.
Настройка
Начало занятий – это настройка на игру. Задачей этого этапа является подготовка каждого участника к дидактическим играм, направленным на развитие произвольной памяти.
Новости образования:
Метод проектов в зарубежном и
российском образовании
Метод проектов возник в 1920-е гг. в сельскохозяйственных школах США в связи развивающейся там все шире и шире идеей трудовой школы. В европейских языках слово "проект" заимствовано из латыни: причастие projectus означает "выброшенный вперед", "выступающий", "брос ...
Путь Роберта Оуэна
Роберт Оуэн родился 14 мая 1771 года в городе Ньютауне (Уэльс) в семье лавочника. Окончив приходскую школу в 1779, он работал помощником в мануфактурной лавке (1780), у торговца сукнами в городе Стемфорде в Линкольншире (1781), приказчиком в крупном суконном магазине в Лондоне (1784-1788), служил в ...
Организация класса во время проведения письменных контрольных работ
Перед тем как провести контрольную работу, учитель разъясняет, как ее выполнить. Прежде чем раздать карточки, учитель предлагает убрать со стола книги и тетради на край стола. Карточки с вариантами контрольных работ лучше раздавать в шахматном порядке, чем предупреждается возможность списывания. Ин ...