Один из этих факторов и связей участвуют в учебном процессе постоянно. Они присущи нормальному процессу обучения. Поэтому их можно назвать главными, основными. Другие факторы являются случайными и поэтому не главными. Они могут присутствовать в учебном процессе, а могут и не участвовать в нем.
К главным факторам процесса обучения относятся:
1. социально-обусловленные, выдвигаемые обществом, перед школой и каждым учебным предметом цели научного, полноценного образования и всестороннего развития учащихся;
2. содержание обучения каждому учебному предмету;
3. познавательные возможности учащихся, которые варьируются в зависимости от возраста и уровня развития учеников;
4. учебная деятельность учителя (преподавание) и учеников (учение); формы; методы, методические приемы и средства преподавания и учения;
5. результаты обучения, измеряемые достигнутым уровнем образования, воспитание и развитие школьников.
Деятельность учителя и учащихся осуществляется посредством определения способов – методических приемов и средств. И результаты деятельности оказываются положительными только при условии, если учитель и ученик пользуются не случайно избранными приемами и средствами преподавания и учения, а адекватными целями обучения и содержанию учебного материала, согласованными с познавательными возможностями школьников. Иными словами, приемы и средства, как и сама деятельность, закономерно вытекает из особенностей содержания учебного материала, целей его изучения и познавательных возможностей учащихся.
Школьная практика убеждает в том, что при соблюдении всех перечисленных закономерностей в итоге каждого урока деятельность учителя, и учащихся обеспечивает переход идеально задуманных целей в результаты обучения: учебный материал урока превращается в знания, взгляды и убеждения - в усвоенные познавательные приемы и умения учеников. При этом усиленно развиваются мышление, память, воображение, воля, эмоции, чувства и другие свойства личности.
Исключение или недостаточный учет хотя бы одной из указанных закономерных связей, неизбежно нарушает единство целостного процесса обучения, что естественно снижает его эффективность, препятствует получению положительных результатов в образовании, воспитании и развитии школьников.
Каждому учителю хорошо знакомы факторы, которые не вписываются в изложенную схему обучения. К ним относятся, например, неудачное расположение уроков в расписании, субъективное состояние учителя или учащегося: их усталость, чрезмерное возбуждение, положительный или отрицательный настрой; недисциплинированное поведение отдельных учеников, или, наоборот, вдруг возникшее у класса повышенное внимание и интерес к какому то фрагменту содержания урока и тому подобное.
Случайные факторы могут отрицательными и положительными. Вклиниваясь в учебный процесс порой неожиданно, они затормаживают, нарушают или активизируют его нормальное функционирование, изменяют характер преподавания, учителя, и учение учеников.
Кто из учителей не встречался с такими досадными случаями. В расписании урок истории в одном из средних по возрасту классов, расположен после урока физвоспитания. Учитель провел на своем уроке увлекательную игру. А учитель математики дал старшеклассникам сложную контрольную работу. После игры учащиеся в начале урока истории ни как не могли успокоиться. Усилие переключить их внимание на восприятие исторического материала длительное время были тщетны. Мышление старшеклассников, занято поисками оригинального мышления математической задачи, а время идет. В результате урок по задуманному плану не получается. При иных обстоятельствах в упомянутых классах уроки истории, если учитель говорит и приводит их с учетом закономерного взаимодействия основных факторов, проходят нормально и завершаются в начале удовлетворительными образовательно-воспитательными результатами.
Новости образования:
Анализ методической литературы по проблеме развития
творческих способностей
Изучая методическую литературу по данной проблеме, мы приходим к выводу, что творческие способности представляют собой сплав многих качеств.[4]. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой ...
Развитие творческого воображения учащихся на формирующем этапе эксперимента
Воображение играет большую роль в развитии творческой личности. Необходимо как можно больше включать в практику учащихся виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. Так, например, на одном из занятий было организовано издание журнала «Небылицы в лицах». Мероприятие проводил ...
Характеристика приемов и методов активного обучения
Метод анализа конкретных ситуаций служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей действительностью. Выделяют три основных типа ситуаци ...