Общие понятия о процессе обучения истории и его компоненты

Педагогические практики » Методика повышения эффективности обучения истории » Общие понятия о процессе обучения истории и его компоненты

Страница 2

Научным критерием оценки обучения истории являются достигаемые результаты: качество и объем приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков, выработка убеждений, воспитание моральных качеств, пробуждение интересов, общее развитие учащихся и т. д. Хорошо в обучении истории лишь то, что способствует решению стоящих перед ним задач.

Образовательно-воспитательные результаты обучения есть непрестанно развивающийся процесс или, точнее, компонент процесса обучения: знания учащихся пополняются, осмысливаются, превращаются в убеждения, формируются умения, растет самостоятельность учащихся.

В движении результатов обучения отражается, как на светочувствительной пленке, ход учения школьников: восприятие ими материала, их мыслительная деятельность, эмоции, воображение, запоминание и др. Изучение результативности обучения дает критерии для анализа и оценки учебной деятельности школьников, а отсюда и воздействующих на нее факторов - содержания и приемов обучения.

Наибольшее число ошибок в преподавании проистекает из предположения, что ученик усваивает все так, как рассказывает и показывает ему учитель или как излагает книга. Если бы так было в действительности, то задачи методики ограничивались бы только отбором материала для преподавания и было бы безразлично, какими средствами довести его до учащихся. Но голова ученика не шкатулка, в которую можно вложить готовые знания, убеждения и умения. Знания, а тем более убеждения, умения и чувства не передаются в готовом виде, а формируются на основе восприятия определенной информации и переработки ее в сознании учащихся.

Объем усваиваемого материала, прочность и глубина усвоения, сила воспитательного воздействия зависят, в конечном счете, от характера и интенсивности учебной деятельности школьников в процессе обучения: яркости и эмоциональности впечатлений, сопереживания учениками исторических фактов, эффективности мыслительной работы, актуализации ранее усвоенных знаний. Результативность учебной деятельности школьников резко возрастает, если и процессе обучения они являются не пассивными слушателями и зрителями, а активными участниками процесса.

Вместе с тем процесс познания школьниками истории имеет и свои существенные специфические черты. Общие законы познания по-разному проявляются при изучении различных наук, например математики и истории; познание каждой из них имеет свою специфику. Детское познание имеет свои особенности по сравнению с познанием взрослых людей, причем эти особенности проявляются тем ощутительнее, чем младше дети. Наконец, познание школьниками истории, в отличие от научного познания, является усвоением уже добытых наукой знаний и разработанных ею методов.

Содержание - обязательный компонент процесса обучения; вне его не может быть и самой учебной деятельности школьников. Материал школьного курса истории чрезвычайно разнообразен. Ученики по-разному воспринимают, осмысливают факты и выводы, образы и термины и т. д. По-разному материал воздействует и на воспитание учащихся, на развитие у них мышления, фантазии, наблюдательности.

Руководство учебной деятельностью школьников осуществляет в основном учитель - организатор и руководитель процесса обучения. Руководство учителя учебной деятельностью школьников осуществляется даже тогда, когда они самостоятельно выполняют его задания и рекомендации; научить учащихся работать самостоятельно - одна из главных задач учителя. Руководить учебной деятельностью учащихся, в частности организацией самостоятельной работы учащихся, учителю помогает методическое построение учебных пособий.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Профессионально обусловленные требования к культуре педагога
Одним из важнейших требований, которые предъявляет педагогическая профессия, является четкость социальной и профессиональной позиций ее представителей. Именно в ней учитель выражает себя как субъект педагогической деятельности. В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориент ...

О возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтнических сообществах
Речь идёт именно о возможностях воспитания межнационального согласия и веротерпимости в молодёжных полиэтническоих сообществах, которые можно реализовать, но, как показывают выше приведённые результаты социологических опросов, в сложившейся практике воспитания молодёжи не всегда реализуются. Тем не ...

Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса
На формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения по предмету химии влияют такие факторы, как содержание учебного материала, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, использование различной наглядности, экспериментов, технических средст ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru