Воспроизведение графических изображений используется не для точного запоминания цифр, а для усвоения тенденций развития изучаемых общественных явлений, для наглядного их сравнения, для понимания качественного соотношения их составных частей. Ученики соотносят графические изображения с теоретическими положениями и выводами урока, конкретизируют ими теоретические выводы и положения. Это помогает им хорошо усваивать основное содержание уроков.
Графики и диаграммы, зафиксированные в тетрадях, используются учениками в ходе последующего повторения, систематизации и обобщения исторических знаний. При этом они выполняют роль опорных сигналов, позволяющих восстанавливать в памяти, ранее усвоенные фактические и теоретические знания.
Некоторые учащиеся летосчисление до нашей эры усваивают с трудом. Поэтому на протяжении всего курса истории древнего мира учитель предлагает им задания, требующие нахождения места изучаемых исторических фактов на ленте времени.
Хронологические даты, обозначающие важнейшие исторические события и явления, ученики усваивают преимущественно путем осмысленного запоминания и последующего воспроизведения при закреплении, проверке и повторении знаний вместе с фактами. Существенную роль в их запоминании играют упражнения.
Для лучшего запоминания и наглядного повторения исторических дат ученики вслед за учителем или по его заданию оформляют хронологические комплексы в виде календарей важнейших событий.
В методике существует такое понятие как "чтение исторической карты". К сожалению, в литературе оно трактуется не всегда правильно. Читать историческую карту - это значит мысленно видеть за ее условными обозначениями реальные пейзажные картины, занятия людей, другие явления общественной жизни, связанные с особенностями географической среды.
Так, рассказывая о греческой колонизации VIII-VII вв. до н. э., она называет и ориентированно показывает на карте основные колонии на берегах Средиземного и Черного морей, при этом стремится к тому, чтобы учащиеся с помощью карты представили себе и запомнили основной рисунок колонизации, так называемую "кайму, пришитую к ткани варварских племен". Затем учительница воссоздает несколько ярких словесных картин из жизни колоний, особенно черноморских. Описывает внешний вид поселений, говорит о путях и характере связей греческих городов и колоний и т. п. Наконец, объясняет значение греческой колонизации, которая содействовала развитию мореплавания, ремесел и широкой средиземноморской торговли, возникновению новых торговых центров, росту числа рабов, развитию в Греции и ее колониях рабовладельческого строя.
При систематическом обучении приемам учебной работы к моменту перехода в старшие классы, учащиеся в основном усваивают познавательные умения. Однако разные по обучаемости учащиеся и познавательными умениями овладевают по-разному. Сильные ученики в старших классах могут работать на всех уровнях познавательной деятельности - воспроизводящем, преобразующем, творческо-поисковом. Слабоуспевающие работают преимущественно на уровне воспроизводящей деятельности и лишь иногда участвуют в посильном преобразовании разъясненных теоретических сведений.
Новости образования:
Неформализованные методы
Одним из таких методов является наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, п ...
Описание комплекса упражнений по формированию качеств, необходимых
для творческих способностей
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В их основе лежат процессы мышления и воображения. Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются ...
Анализ программ обучения родителей навыкам эффективного взаимодействия с
ребенком
Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. Среди причин обращения к этой проблеме развитие демократических отношений в обществе, проникновение идей равноправия в систему семейных отн ...