Особенности структурирования в начальной школе

Педагогические практики » Выбор типа структуры урока в начальной школе » Особенности структурирования в начальной школе

Страница 4

Подготовка и проведение экскурсии включает в себя выбор нужного объекта, подготовку учителя к проведению экскурсии, подготовку учащихся, подготовку самого объекта, разработку форм подведения итогов экскурсии.

Прежде чем провести экскурсию, учитель сам знакомится с объектом, составляет план экскурсии, подбирает экскурсовода.

Проведение экскурсии начинается со знакомства учащихся с расположением предприятия. Их можно провести по территории, осмотреть с ними объекты экскурсии, посетить клуб или красный уголок. Вторая часть экскурсии концентрируется на тех объектах, которые необходимы в связи с изучением данной темы.

Подведение итогов проводится в различных формах: дети рассказывают о своих впечатлениях, пишут сочинения об экскурсии, выпускают специальную стенную газету, оформляют стенд. На основе экскурсии можно провести разнообразную внеклассную работу. Экскурсия — важное звено в учебном процессе, поэтому учитель заранее определяет, при изучении каких тем он проводит ее, намечает задачи экскурсии, а они, в свою очередь, определяют план и методы работы учителя и учащихся на экскурсии. Учитель остается организатором и руководителем познавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии. Он следит за рассказом, выясняет степень понимания речи экскурсовода детьми, правильность и полноту восприятия, подводит ее итоги. Для успеха обучения будет лучше, если экскурсию на производство проведет сам учитель. Большая затрата труда на подготовку экскурсии окупается ее результатами.

Предметные уроки и практические занятия

Для более углубленного изучения отдельных вопросов программы в начальной школе практикуются предметные уроки. Они вызывают у детей интерес к изучаемому материалу, обогащают их верными и точными представлениями, развивают мышление младших школьников.

Предметные уроки по своему характеру могут быть самыми различными. Некоторые из них непосредственным образом связаны с изучаемым теоретическим материалом программы, другие — с проведенной экскурсией, практической работой детей. Предметные уроки, связанные с экскурсией, проводятся, как правило, после нее и на основе собранного материала.

Например, осенью во II классе проводят урок на тему «Декоративные цветущие растения», зимой — «Зимующие зеленые растения», «Комнатные растения», «Раннецветущие растения» и др.

Урок по теме «Раннецветущие растения»

В начале урока учитель обращает внимание детей на то, что некоторые растения уже зацвели и в ходе беседы с учащимися перечисляет раннецветущие растения. Учитель просит детей показать цветущие веточки деревьев, стоящие на партах, спрашивает их названия. Он обращает внимание детей на подземные части растений, объясняет им, что в этих частях за лето откладывается много питательных веществ, которые обеспечивают растениям условия для раннего цветения. В конце урока материал обобщается, делаются необходимые выводы, проводится закрепление.

Предметные уроки требуют от учителя тщательной подготовки. Приходится прежде всего самому изучать материал, собирать факты, цифры, примеры, находить необходимые наглядные пособия. Собранный материал подвергается методической обработке.

При этом особое внимание уделяется правильной дозировке материала, с тем чтобы он мог быть глубоко усвоен детьми. Практические занятия с учащимися проводятся по общеобразовательным предметам и трудовому обучению.

Считаются вполне оправдавшими себя следующие формы их проведения:

1. Фронтальные занятия с классом в целом или с половиной класса.

2. Занятия в составе бригады или звена, которые создаются для выполнения какого-то одного задания, и каждый учащийся получает определенную часть общего задания.

3. Труд в ученических производственных бригадах. Учащиеся начальных классов могут быть подшефными этих бригад и выполнять их отдельные поручения.

4. Индивидуальное обучение учащихся под руководством взрослых.

Чаще всего практические занятия в начальной школе проводятся с использованием фронтальной формы организации учащихся. В этом случае они сохраняют многие черты, присущие уроку. Так же как и на обычном уроке, перед детьми ставится определенная цель занятия, дается инструктаж о порядке работы, а затем учащиеся приступают к ее выполнению. Задача учителя на этом этапе состоит в том, чтобы помочь всем детям включиться в работу, показать более рациональные приемы труда, по окончании работы подвести итоги, оценить выполнение ее учащимися.

Бригадная и звеньевая формы применимы также в общественно полезном труде, во внеурочное время или в период летних каникул.

Пути повышения эффективности урока

Признавая урок в качестве основной формы обучения, советская дидактика в тесном контакте с передовыми учителями постоянно ищет пути его дальнейшего совершенствования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новости образования:

Особенности культуры педагогической деятельности
Культура человека, особенно взрослого, многоаспектна, и единое, общепризнанное понятие "культура" ¹ отсутствует. Мы под культурой понимаем "определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемы ...

Выбор возрастных характеристик обучаемых
Изготовление столика предлагается ученикам 8-го класса, как изделие для выставки по дисциплине технология. Ребятам такого возраста (13–14 лет), под силу данные творческие работы. Однако, для реализации изготовлений подобных изделий, в классе необходимо создать психологически комфортную атмосферу. Н ...

Психофизиологическая характеристика процесса чтения
Чтение – сложный процесс. Взрослый, опытный читатель не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс чтения, так как эти действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех элементарных действий в одно сложное, для него каждый элемент предста ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru