Организация домашней учебной работы учащихся
Домашняя учебная работа учащихся тесно связана с их работой на уроке. Успех ее зависит от того, как прошел урок и как учителем дано домашнее задание. Поэтому, чем выше качество урока, тем успешнее домашняя работа учащихся.
Домашние задания можно подразделить на три группы: устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворений, правил), письменные, (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т. д.) и учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изготовление деталей, моделей).
Важным вопросом организации домашней работы учащихся является ее объем. Учащиеся разных классов должны затрачивать различное время на выполнение домашних заданий.
С учетом гигиенических и педагогических требований к организации умственных занятий учащихся в Уставе средней общеобразовательной школы определено, что домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения:
I класс — до 1 часа;
II класс — до 1,5 часов;
III и IV классы — до 2 часов;
Учителю важно знать некоторые дидактические правила определения содержания домашних заданий.
В содержание домашнего задания входит материал, имеющий существенно важное значение для усвоения знаний. Это указывает на то, что все второстепенное, несущественное с точки зрения науки, практики, жизни не должно входить в содержание задания. Очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем при планировании всей темы. В этом случае задания будут разнообразными и явятся органической частью учебного материала, изучаемого в классе. И наконец, при таком порядке можно правильно сочетать изучение теоретического материала с практическими заданиями.
Для повышения активности учащихся при выполнении задания важно включать в содержание заданий некоторые новые действия.
Для учащихся младших и средних классов важно указывать порядок выполнения задании: l) выучить правило на стр. 15; 2) выполнить упражнения № 3 и 4 на стр. 16. В таком порядке учащиеся и записывают задание, чтобы сначала усвоить правило, а потом выполнить упражнение. Вопрос о том, когда давать домашнее задание, решается учителем и зависимости от цели и структуры урока. Как правило, задание дается тогда, когда всем ходом урока дети подготовлены к осмысленному его восприятию и сознательному выполнению. Важно иметь в виду, что задание дастся при наличии полного внимания учащихся, без спешки, в спокойной обстановке.
Каждое задание должно быть в той или иной форме проверено учителем. Лучше, если учитель сможет охватить проверкой всех учеников и провести ее возможно точнее, чтобы не оставалось ошибок в работах учащихся. Важным вопросом является приучение учащихся к ежедневному выполнению заданий. Здесь необходима система мер. Ученики будут регулярно заниматься, если: их тщательно проинструктировать и научить самостоятельно работать;
продумать четкую систему контроля за их работой;
добиться соблюдения учениками твердого распорядка дня, в котором домашним занятиям будет отведено определенное время;
приучить школьников самостоятельно разрешать встретившиеся трудности. Необходимо указать, что характер и методика домашней работы во многом зависят от методики работы учителя на уроке.
Введение домашних заданий положительно повлияло на обучение и воспитание учащихся. Но в последние годы в связи с ростом и усложнением содержания учебного материала постепенно возрастал и объем домашних заданий учащихся.
Причин перегрузки школьников домашними заданиями много. Но самой главной из них следует считать слабую осведомленность многих учителей в вопросах детской физиологии и психологии.
Дополнительные занятия с отстающими и неуспевающими учениками
Иногда даже при правильной организации учителем учебной работы в классе есть несколько отстающих и неуспевающих учеников. Это явление вызвано самыми разнообразными причинами, иногда — продолжительной болезнью. Может оказаться также, что учитель не учел особенностей ученика и не совсем правильно построил свою работу с ним. Некоторые ученики не всегда правильно оценивают трудности того или иного предмета и поэтому отстают, другие увлекаются одним предметом в ущерб остальным. Много случаев неуспеваемости учащихся из-за отсутствия контроля за их учебой и поведением со стороны родителей.
Отставание, неуспеваемость и второгодничество пагубно влияют на ученика. Он теряет уверенность в своих силах и часто бросает учебу. Неуспеваемость и второгодничество наносят большой материальный ущерб государству. Поэтому преодолеть отставание и неуспеваемость — важнейший долг учителя.
Одним из средств преодоления отставания является дополнительная работа с учащимися. Прежде чем начинать дополнительные занятия, важно узнать причину и характер отставания ученика, чтобы правильно наметить формы работы и ее объем. Если ученик отстал по болезни, но является хорошо успевающим, целесообразно сочетать работу под руководством учителя с самостоятельной работой. Если же ученик ленится, то не следует очень опекать его, нужно заставить его работать под контролем учителя, товарищей, родителей.
Новости образования:
Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом
воспитании
Учащиеся 15 – 18 лет проявляют высокую социальную активность, выражающуюся не только в стремлении получить, возможно больше разнообразной информаций и знаний, но и желание участвовать в общественной жизни учебного заведения.
[
30
] Палагина Н.Н. считает, что чувство взрослости подталкивает подростк ...
Ситуация успеха как фактор решения проблем ребенка из
неблагополучной семьи
Выявление психолого-педагогического потенциала ситуации успеха предполагает анализ категории "успех". В психологии успех определяется как фактор, вызывающий особое эмоциональное состояние, связанное с переживанием радости, обусловленной достижением желаемого результата [55, 18]. В педагог ...
Демонстрации некоторых химических опытов в рамках школьного
курса химии основного общего образования
Учитывая, что демонстрационный эксперимент по химии является эффективным средством формирования интереса к предмету у школьников, в рамках учебной дисциплины «Химия» в курсе основного общего образования (8 – 9-е классы), исследуемой группе учеников был проведён ряд химических демонстраций. Как в 8- ...