Экономическая география изучает общественные явления (особенности и размещение населения и хозяйства) и тем самым исходит из закономерностей, исследуемых общественными науками.
Основной теоретической задачей экономической географии является установление закономерностей географического размещения населения и общественного производства. Экономическая география также подразделяется на два основных отдела: общую экономическую географию, исследующую расселение и состав населения во всем мире и размещение общественного производства в целом, и региональную экономическую географию, исследующую размещение и состав населения и производства в пределах отдельных стран и районов. Выделяются также и отраслевые науки, такие, как география промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
При географическом понимании экономической географии применяются те методы, которые разработаны для всей географической науки вообще. Так как предмет экономической географии в нашем понимании разработан довольно подробно, то на основании этого и исходя из этого, мы легко можем вывести и тот метод, который свойственен экономико-географическим исследованиям.
Основные методы при работе с учебником по экономической географии:
- Разработка инструкций для учащихся по организации самостоятельной работы с использованием экономических карт, картосхем и статистических данных в процессе выполнения практических работ, как на репродуктивном так и на творческом уровне.
- Планирование приемов применения статистических материалов, чтения и конструирования структурно-логических графических моделей, решения экономико-географических и экономических задач, формирования навыков чтения графических моделей и их построения.
- Проектирование уроков распространение, углубление и систематизации знаний учащихся по основным разделам и темам.
- Демонстрация проведения фрагментов уроков курса с применением проблемных задач, деловых игр, использованием компьютерных средств обучения[12;66].
Рассмотрим методику изучения какой либо страны. Совершенно безразлично, каков масштаб той территории, которая подвергается экономико-географическому исследованию. Так как хозяйство каждой территории должно изучаться с точки зрения общественного географического разделения труда, то масштаб исследуемой территории будет влиять на ход работы лишь в том смысле, что мы будем обращать большее внимание на хозяйственные связи такой широты, которые являются наиболее существенными для исследуемой территории.
Так, изучая какой - либо регион, мы в первую очередь вскрываем связь этого района с другими районами и участие его в разделении труда внутри данной страны, а затем - хозяйственную дифференциацию внутри данного района.
Допустим, мы исследуем в экономико - геогргфическом отношении какую-нибудь страну (государство). Так как мы стремимся не просто описать хозяйство страны, а объяснить его, понять те конкретные формы и то конкретное содержание, которое оно имеет, то нам необходимо, прежде всего, выяснить ту природную обстановку, те географические условия, в которых протекает хозяйственная деятельность населения исследуемой территории. Однако, мы знаем, что природа создает лишь одни возможности, использование которых зависит от уровня развития хозяйствующего общества.
Только определив уровень развития производительных сил, мы сможем постигнуть хозяйственную жизнь страны как в ее целом, так и по отдельным ее отраслям и районам. Таким образом, после выяснения природных условий, мы исследуем всю совокупность условий социальных. Установив предпосылки хозяйственной деятельности, мы переходим к изучению хозяйственной структуры страны. Это сводится к следующим трем элементам. Во-первых - положению страны в мировом хозяйстве, во-вторых - соотношению между отдельными отраслями народного хозяйства и хозяйственно-географической дифференциации страны и, в-третьих - возможному темпу дальнейшего развития народного хозяйства[21].
Новости образования:
Диагностика профессиональной позиции педагога как воспитателя
В научных дискуссиях последних десятилетий все настойчивее звучит мысль: человеко-ориентированные науки и практики должны строиться в первую очередь на аксиологических (ценностных) основаниях. Если мы хотим, чтобы наша педагогика была подлинно гуманистической, мы должны понимать и помнить: в такой ...
Обучение графической грамотности в России
В связи с необходимостью в людях, которые могли бы рисовать карты, иллюстрировать научную литературу, гравировать портреты, в начале XVIII века в России "рисунок" или как его называли тогда "рисование" был включен в учебные программы многих учебных заведений, причем не только в ...
Цели, задачи и содержание патриотического воспитания подростков
во внеучебное время
Ильина Т.А внеклассной работой называет воспитательную работу, проводимую классными руководителями и учителями-предметниками с учащимися своей школы. [
9
] Советова Е.В. считает, внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых в ...