После определяется уровень эстетического развития:
3 балла - высокий: ребенок обращает внимание на пользу, приносимую предметами, удобство в пользовании, отмечают красоту формы.
2 балла - средний: ребенок отмечает только красоту предметов, обосновывая тем, что они просто нравятся.
1 балл - низкий: ребенок не обосновывает свои ответы, не понимает пользы предметов, удобства и красоты.
Диагностика «Дизайн детской мебели» [8, с.40]
Данная диагностика помогает выявить способности детей к дизайнерской деятельности, созданию воображаемого образа предмета.
С целью проведения диагностической работы детям дается задание придумать и нарисовать мебель будущего. Дается указание на то, что нужно придумать такую мебель, предметы которой должны быть очень полезными, удобными и красивыми.
Особенность данного задания состоит в проецировании воображения в будущее, опережение событий, то есть в создании иных внутренних условий для функционирования творческого мышления у ребенка.
Задание оценивается по 3-х бальной системе, по следующим показателям:
- целесообразность (способность взаимосвязывать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели, контроль и коррекция своих действий);
- рациональность (выбор наиболее выгодных, экономичных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения, возможность практического применения продукта творческой деятельности);
- новизна и оригинальность (продуктивные способы деятельности, не шаблонность, использование нестандартных форм, методов способов решения задачи);
- доработанность (законченность форм, реализация замысла, а также эмоциональное удовлетворение от творческой деятельности).
Уровни определяются в баллах:
Низкий: 1- 4 балла
Средний: 5 - 8 баллов
Высокий: 9 - 12 баллов
Диагностика «Чайный сервиз» (Малиновская Л. П.) [11]
Данная диагностика помогает выявить понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем.
Детям дается задание подобрать к данному чайнику чашку и блюдце, чтобы они подходили по форме, цвету и орнаменту.
Уровень знаний детей определяется по следующим показателям и оценивается в баллах:
1 балл – низкий: ребенок не понимает художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем. Выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту. Интуиция в этом направлении не развита.
2 балла - средний: ребенок частично устанавливает связь между предметами. Сочетает предметы по одному признаку: либо по цвету, либо по форме, либо по орнаменту, так как интуитивно чувствует принадлежность предмета к ансамблю.
3 балла - высокий: ребенок легко определяет принадлежности предметов, выражающиеся в сочетании по форме, цвету и орнаменту. Сознательно выделяет общие черты, обосновывая то или иное сочетание.
Методика «Дорисовывание фигур» (по Дьяченко О. М.) [11]
Методику можно проводит одновременно с группой детей. Направлена она на определение уровня развития воображения, творческого мышления, а также способности создавать оригинальные образы.
В качестве материала используется комплект карточек, на каждой из которых, нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в наборе 10 карточек.
Ребенку даются указания, следуя которым, он должен дорисовать каждую фигурку так, чтобы получилась какая-нибудь картинка, по его усмотрению. Затем ему дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок справился с заданием, у него узнают, что он нарисовал. Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно, по одной, предъявляются остальные карточки с фигурками.
Если ребенок не понял задание, то воспитатель может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.
Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.
Новости образования:
Диагностика уровня сформированности самооценки
младших школьников
Исследование проводилось на базе МОУ СОШ №1 города г. Пенза в период с сентября по март 2013 года, целью которого являлось выявление системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, его оценивают одноклассники и сравнение этих двух оценок, а также выявление уровня сформированнос ...
Постановка задачи исследования
Целью дипломной работы является создание современной модели web-сервиса для тестирования уровня знаний учеников по предмету математика с помощью средств web-разработки и программная реализация для эффективной работы тестовой системы. Перед формированием модели WEB-сервиса тестирования нужно четко о ...
Уровни сформированности культуры межнационального общения
Выделенные в предыдущем параграфе критерии сформированности культуры межнационального общения служат исходными в определении уровней его развития у школьников. Процесс развития личностного качества имеет свою логику. Это процесс движения формируемого качества личности от простого к сложному, от низ ...