Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке

Педагогические практики » Роль коллектива в формировании личности как ведущая идея гуманистической педагогики » Основные этапы и направления в развитии теории коллектива в отечественной науке

Страница 2

Отдельно стоит сказать о развитии гуманистических традиций в педагогике.

Одним из самых известных последователей А.С. Макаренко стал В.А. Сухомлинский, создавший образ «идеальной школы» - «Школы радости». Основой и целью воспитания он считал творение счастья каждого из воспитанников: «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье»[11;126].

Экспериментальная деятельность Сухомлинского, которую он осуществлял в роли учителя и директора одной из школ, заключалась в реализации гуманистических принципов на практике и анализе их результатов. Так, деятельность школы была нацелена на создание условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, доверительных отношений внутри коллектива, учения без принуждения, сотрудничества взрослых и детей[15;62].

80-е годы стали периодом теоретической и экспериментальной работы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова, которым принадлежит разработка гуманно-личностного подхода в обучении[7;54].

Наиболее ярким практическим воплощением их идей стала «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили[1;14]. Гуманный подход к процессу образования, умение оптимистически мыслить о детях, обучение без принуждения стали основой деятельности «Школы».

Хронологический подход к изучению развития теории коллектива долгое время являлся единственным, и потому традиционным. Однако с конца 90-х годов прошлого века были выделены новые основания для дифференциации и структурирования знаний в области педагогической теории коллектива.

Так, были обозначены основные направления и соответствующие им предметно-проблемные области, изучение которых обусловлено выбором научной позиции исследователей. Эти направления обозначены следующим образом[12;14]:

Психологическое направление, в основу которого легли работы педологов о проблемах детства, стало оформляться первым. Развитие данного направления тесно связано с развитием других наук о человеке. В центре внимания исследователей проблем коллектива – развитие личности ребенка, его положение в коллективе, взаимодействие личности и коллектива и т.п.

В русле психологического направления педагогической теории коллектива (исследования З.И.Васильевой, Т.Е.Конниковой, М.Г.Казакиной, А.Г.Кирпичника, В.А.Сухомлинского, К.Д.Радиной и др.) обозначены следующие проблемные области:

развитие личности в коллективе: развитие индивидуальности ученика в коллективе, факторы развития личности, формирование социально значимых качеств, общественной направленности и позиции личности, творческое и духовное развитие личности;

отношения и взаимодействие в коллективе: система отношений в коллективе и ее влияние на личность, характер и типы отношений в коллективе; структура и динамика взаимоотношений в коллективе; эмоциональный климат в коллективе; вхождение личности в систему коллективных отношений, стадии и уровни развития отношений в коллективе; эффективность взаимодействия в коллективе;

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Неделя иностранного языка как организационная форма внеклассной воспитательной работы
Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализаци ...

Нетрадиционные уроки. Урок-зачет
Тема нашего урока-зачета очень важная в курсе русского языка 6-го класса, так как в неё входят важнейшие орфограммы, связанные с навыками грамотного письма. Много раз отрабатываются эти навыки на уроках в системе тренировочных упражнений. И вот теперь, когда тема закончена, надо дать учащимся возмо ...

Методические рекомендации по использованию тематического материала по содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование»
Одним из важнейших элементов дополнительного образования является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru