Отдельно стоит сказать о развитии гуманистических традиций в педагогике.
Одним из самых известных последователей А.С. Макаренко стал В.А. Сухомлинский, создавший образ «идеальной школы» - «Школы радости». Основой и целью воспитания он считал творение счастья каждого из воспитанников: «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячей граней, найти ту, которая, если ее как алмаз шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье»[11;126].
Экспериментальная деятельность Сухомлинского, которую он осуществлял в роли учителя и директора одной из школ, заключалась в реализации гуманистических принципов на практике и анализе их результатов. Так, деятельность школы была нацелена на создание условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, доверительных отношений внутри коллектива, учения без принуждения, сотрудничества взрослых и детей[15;62].
80-е годы стали периодом теоретической и экспериментальной работы Ш.А. Амонашвили, И.П. Волкова, В.А. Караковского, С.Н. Лысенковой, М.П. Щетинина, В.Ф. Шаталова, которым принадлежит разработка гуманно-личностного подхода в обучении[7;54].
Наиболее ярким практическим воплощением их идей стала «Школа жизни» Ш.А. Амонашвили[1;14]. Гуманный подход к процессу образования, умение оптимистически мыслить о детях, обучение без принуждения стали основой деятельности «Школы».
Хронологический подход к изучению развития теории коллектива долгое время являлся единственным, и потому традиционным. Однако с конца 90-х годов прошлого века были выделены новые основания для дифференциации и структурирования знаний в области педагогической теории коллектива.
Так, были обозначены основные направления и соответствующие им предметно-проблемные области, изучение которых обусловлено выбором научной позиции исследователей. Эти направления обозначены следующим образом[12;14]:
Психологическое направление, в основу которого легли работы педологов о проблемах детства, стало оформляться первым. Развитие данного направления тесно связано с развитием других наук о человеке. В центре внимания исследователей проблем коллектива – развитие личности ребенка, его положение в коллективе, взаимодействие личности и коллектива и т.п.
В русле психологического направления педагогической теории коллектива (исследования З.И.Васильевой, Т.Е.Конниковой, М.Г.Казакиной, А.Г.Кирпичника, В.А.Сухомлинского, К.Д.Радиной и др.) обозначены следующие проблемные области:
развитие личности в коллективе: развитие индивидуальности ученика в коллективе, факторы развития личности, формирование социально значимых качеств, общественной направленности и позиции личности, творческое и духовное развитие личности;
отношения и взаимодействие в коллективе: система отношений в коллективе и ее влияние на личность, характер и типы отношений в коллективе; структура и динамика взаимоотношений в коллективе; эмоциональный климат в коллективе; вхождение личности в систему коллективных отношений, стадии и уровни развития отношений в коллективе; эффективность взаимодействия в коллективе;
Новости образования:
Модель организации и хранения данных
В процессе дипломного проектирования была разработана модель организации и хранения данных. На рис.1.1 представлен фрагмент модели организации и хранения информации в системе, состоящая из 4 таблиц. Главной таблицами являются «question» и «answers». В этих таблицях находяться тестове вопросы и отве ...
Роль общения с родителем для развития ребенка раннего возраста
Фигура взрослого имеет решающее значение в психическом развитии ребенка. Только взрослый для маленького ребенка является носителем человеческой культуры, и только он может передать ее ребенку. Это положение является традиционным и общепризнанным в отечественной психологии. Процесс интериоризации вн ...
Рефлексия как инструмент мышления в обучающей деятельности
Огромную роль в процессе обогащения самосознания играет самопознание - изучение личностью собственных особенностей: психических, физических, нравственных. Самопознание совершается, во-первых, путем анализа результатов собственной деятельности, своего поведения, сопоставления этих результатов с резу ...