Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника

Педагогические практики » Моделирование среды воспитания духовно-творческой личности дошкольника » Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника

Страница 3

Однако процесс этот протекает не всегда прямолинейно. Формирование устойчивых убеждений - важнейшая задача современной педагогики. Детям нужны глубокие идейные убеждения, которые рождали бы сильные чувства, проявлялись в поступках, делах. Такие убеждения могут возникнуть в том случае, если они не только продуманы, прочувствованы человеком, но и пережиты им, подтверждены его личным опытом. Поэтому правилом в воспитательной работе должно быть не только разъяснение определенных норм, но и создание условий, в которых бы дети могли проверить свои взгляды, отточить их, убедиться на опыте в их правильности.

Важно, чтобы дошкольник осознал, принял эти убеждения. Только в этом случае они могут стать мотивом его поведения. Мотив - это осознанное побуждение, это сила, которая двигает, направляет поведение человека. Без соответствующих мотивов не закрепляются нужные формы поведения, не формируется то или иное нравственное качество дошкольника [5, с.65].

Огромное влияние на поведение детей оказывают чувства. Опора на чувства в воспитании повышает его эффективность. Воздействие на чувства детей неизмеримо и представляет собой наиболее сложную область воспитательной работы. Поэтому многие воспитатели предпочитают обращаться к сознанию детей и не всегда представляют себе, как воздействовать на чувства ребенка [2, с.40].

При определении способов воздействия на чувства ребенка необходимо иметь в виду, что воспитание чувств протекает главным образом по пути изменения и дальнейшего совершенствования имеющихся у ребенка чувств. Нельзя, например, прямо поставить перед дошкольником цель - испытать чувство восхищения поступком своего товарища или литературного героя. Для возникновения необходимого чувства важно создать соответствующую обстановку, при которой у ребенка могут возникнуть те или иные переживания. Можно, например, много говорить о родной природе и не вызвать у детей чувства восхищения ее красотой и величием. А вот ряд экскурсии в природу, постановка перед детьми задачи найти наиболее красивые места, сфотографировать их, оформить монтаж приводят к возникновению у детей чувства любви к природе. В данном случае воспитатель не только вызывает благородные чувства, но и способствует их закреплению.

Чувства возникают в процессе восприятия и осознания поведения других людей. Чувства могут возникнуть и как результат сопереживания с чувствами другого человека. Яркая, богатая жизнь коллектива, хорошо организованная педагогом, является основой для формирования высоких нравственных чувств: любви к Родине, чувства долга перед коллективом.

Действенность воспитания во многом зависит от того, насколько детский сад заботится о формировании полезных навыков и привычек поведения.

Навыки и привычки могут быть сформированы в результате механических тренировок. Но этот путь является менее эффективным.А.С. Макаренко отмечал, что ребенок не хочет рассматривать себя только как явление педагогическое, хотя он и знает, что его воспитывают взрослые. Более того, он сопротивляется воспитанию, если оно состоит только из поучений и приучений. В школьной жизни, целесообразно организованной педагогом многие полезные привычки поведения формируются незаметно для самих воспитанников.

Большое значение имеет формирование потребности духовно-творческого совершенствования своей личности, нравственного самовоспитания. Исследования последних лет показывают, что самовоспитание протекает наиболее успешно, если [3, с.159]:

дошкольники стремятся к совершенствованию своей личности;

осознают пути и средства самовоспитания;

четко организована деятельность дошкольников по самовоспитанию в коллективе.

Педагогическая наука вскрыла важнейшие пути нравственного самовоспитания. Оно начинается с самоанализа и стремления к совершенствованию своей личности. Вызвать у учащихся стремление к самовоспитанию еще не значит включить их в активную работу над собой. Педагогу необходимо помочь детям найти правильные пути самовоспитания. Наиболее распространенный путь - принять на себя определенные обязательства и периодически контролировать их выполнение. Формой контроля является самоотчет и самопроверка. Самоотчет может быть проведен первоначально перед своими товарищами, а затем и перед самим собой. Важное значение в нравственном самовоспитании имеет самоприказ. Ребята с интересом воспринимают это средство самовоспитания и охотно пользуются им. Они могут приказать себе встать с постели, когда хочется еще полежать, пойти принять душ, прекратить игру и идти заниматься. Однако часто бывает, что школьники, однажды воспользовавшись самоприказом, быстро отказываются от него. Воспитателю необходимо периодически проверять, как дети пользуются самоприказом в совершенствовании своей личности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Монашеские уставы как историко-педагогические источники
На протяжении всей тысячелетней истории государства Российского монастыри всегда вносили большой вклад в развитие отечественной педагогики, полагая в основу педагогической деятельности православные ценности. В стенах монастырей православная педагогика нашла свое полное воплощение и завершение. Сист ...

Особенности развития ребенка в период раннего детства
В настоящее время внимание многих психологов во всем мире привлечено к проблемам раннего детства. Этот интерес далеко не случаен, так как обнаруживается, что первые годы жизни являются периодом наиболее интенсивного и нравственного развития, когда закладывается фундамент физического, психического и ...

Знакомство с текстом
Знакомство с книгой, статьей, текстом начинается с названия, заголовка. Осмыслить их - значит сделать первый шаг к пониманию материала, который предстоит прочитать. Заголовок актуализирует имеющиеся у человека представления по данной проблеме. Прочитав его, обучаемый сопоставляет с ним известные ем ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru