Эксперимент, характеристика испытуемых и методы исследования

Свое исследование мы проводили в средней школе № 2 города Салехарда во время прохождения преддипломной практики. Мы присутствовали и принимали участие в проведении обычных уроков, а также дополнительных занятий и факультативов в нескольких классах.

В ходе работы мы наблюдали за учениками, отмечали их отношение к информатике как предмету и к обучению в целом. Было заметно, что дети, посещающие факультативные занятия по информатике, относились к компьютерным технологиям и возможностям, связанным с ними более серьезно, были знакомы со многими программами и легче ориентировались в новой информации.

В качестве испытуемых нами были выбраны 10 детей, которые посещают факультативные занятия по информатике и ИКТ и 10 детей, которые не посещают факультативных занятий. Все они учатся в 9 классах и имеют средний уровень успеваемости. Различий по полу при оценке результатов мы не делали, но подбирали школьников так, чтобы мальчиков и девочек было поровну.

Обычных наблюдений за школьниками было бы недостаточно для того, чтобы сделать какие-либо выводы, поэтому для получения фактического материала мы разработали специальные анкеты (см. прил. 1 и 2) и использовали психодиагностическую методику (см. прил. 3) для оценки уровня познавательных способностей. Расскажем о них подробнее.

Суть эксперимента состоит в том, чтобы сравнить уровень познавательной активности у детей, посещающих факультативные занятия и не посещающих их.

Цель исследования: оценить уровень познавательной активности детей посещающих и не посещающих факультативные занятия.

Задачи исследования:

- разработать анкеты для диагностики познавательной активности;

- выполнить анкетирование в экспериментальных группах;

- изучить личностную познавательную активность школьников;

- сравнить и проанализировать результаты;

- сделать выводы и разработать рекомендации по развитию познавательной активности.

Гипотеза исследования: познавательная активность школьников, посещающих факультативные занятия по информатике и ИКТ выше, чем познавательная активность не посещающих их.

Инструментарий: анкетные листы и офисные программные приложения для обработки результатов.

1. Анкета для определения уровня познаний в информатике и компьютерных технологиях (Приложение 2).

Анкета использованная нами для оценки уровня знаний компьютера и компьютерных технологий, а также готовности изучения информатики и использования ее в познавательной деятельности была приведена в работе «Сборник психологических тестов». / Сост. Е.Е.Миронова.

Анкетирование проводилось в группах по отдельности. Детям раздавали анкетные листы и просили выделить выбранный ответ. Затем анкеты собрали и объединили в таблицы, которые позволили наглядно представить результаты и сделать соответствующие выводы.

2. Анкета для педагогов для оценки познавательной активности детей (Приложение 3).

Вторая анкета была также приведена из работы «Сборник психологических тестов». / Сост. Е.Е. Миронова, и использована нами для опроса педагогов, работающих с детьми на других занятиях. Мы просили преподавателей ответить на 5 вопросов по каждому школьнику и составить, таким образом, его характеристику. Цель этой анкеты в том, чтобы составить более объективное представление о том, какие познавательные способности проявляет ученик. Результаты мы объединили в таблицах и представили в виде диаграмм, что позволило нам наглядно оценить познавательные способности учеников в первой и второй группах.

После того, как все методики были обработаны мы сравнили результаты и на основании этого сделали общие выводы об уровне развития познавательных возможностей в факультативной и контрольной группах.

Результаты исследований мы представили в виде таблиц и диаграмм для наглядности и возможности сравнения результатов в разных группах. На основе этих показателей мы определим, действительно ли участие в факультативных занятиях коррелирует с познавательной активностью школьников.

Новости образования:

Теория проблемно-деятельностного обучения
Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: Принцип проблемности; Принцип деятельности в обучении. Сущность теории проблемно – деятельностного обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающиеся, опираясь на приобретенн ...

Пословица как средство народной педагогики
Толковый словарь В. Даля дает такое определение пословицы: "Пословица - краткое изречение, поучение, более в виде притчи, иносказания, или в виде житейского приговора; это ходячий ум народа; она переходит в поговорку или в простой оборот речи. Пословица не на ветер молвится" [3. с.335]. В ...

Коммуникативная, психологическая и лингвистическая характеристика особенностей диалогической речи
Диалогическая речь – это процесс разговорного взаимодействия двух или более участников общения. Поэтому в пределах разговорного акта каждый из участников по очереди выступает как слушатель и как вещатель [10, с. 146]. Диалогизирование – это процесс речевого взаимодействия, предусматривающий обмен р ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru