Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника

Педагогические практики » Моделирование среды воспитания духовно-творческой личности дошкольника » Особенности формирования духовно-творческого потенциала личности дошкольника

Страница 4

Вместе с самоприказом в нравственном самовоспитании широко используется и самообязательство. Оно принимается по внутреннему убеждению и может стать важным мотивом самовоспитания.

Стимулом, побуждающим ребенка к принятию самообязательства и его выполнения, выступает нравственный идеал [5, с.98].

Идеал является для личности воспитанника путеводной звездой в самовоспитании, он зовет человека к постоянному совершенствованию. Личность постоянно сравнивает себя со своим идеалом, полнее и рельефнее осознает свои недостатки и стремится быстрее их преодолеть.

В зависимости от возраста и уровня моральной зрелости детей их нравственным идеалом может быть конкретное лицо (близкий человек, литературный герой) или обобщенный образ. В этом случае воспитанник заимствует черты многих людей и создает образ своего идеального героя.

В формировании нравственных идеалов дошкольников важная роль принадлежит воспитателю. Всей своей работой он учит учащихся анализировать поведение окружающих людей, отличать подлинную нравственность от ложной, показной. Нравственное самовоспитание стимулирует нравственное развитие личности.

Воспитание дружеских отношений является одной из составляющих воспитания духовно-творческого потенциала личности. Дружбу можно определить как положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми или улитарными; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения друг с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственные же цели дружбы ориентированы на взаимное моральное совершенствование. Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей [4, с.601-602].

Другой составляющей духовно-творческого воспитания является воспитание у дошкольников гуманизма. Содержание обучения дает детям богатый материал для усвоения правильных представлений о сущности гуманизма. Тексты учебников для дошкольников подобраны так, чтобы дать представление о характере взаимоотношений между людьми, часто в них осуждаются бездушие, бессердечность, жестокость.

Но учебный процесс влияет на детей не только своим содержанием. Огромное значение имеет атмосфера учения, характер взаимоотношений между учащимися, а также между группой и воспитателем. Складывающиеся в ходе обучения взаимоотношения формируют опыт поведения детей. Особенно важно учитывать это обстоятельство в воспитании гуманизма. Если воспитатель внимателен к детям, заботится о них, в меру требователен к ним, не дергает их. Всячески развивает их инициативу и активность, если у него слово не расходится с делом, дети приобретают положительный опыт подлинно гуманных отношений между людьми. Большое значение имеет атмосфера гуманных отношений друг к другу в семье.

Уважительное отношение к старшему поколению, забота о младших и родителях формируют у дошкольников основу гуманизма [6, с.230].

Нравственные чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало. Одним из таких чувств является совесть.

Совесть связана с духовно-нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они ведут себя непорядочно [4, с.453].

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Ламберт
Идеи Ламберта, развитые им в сочинении «теория параллельных линий» (1766г.), близко примыкают к соображениям Саккери. Он рассматривает четырехугольник с тремя прямыми углами. Относительно четвертого угла так же возникают три гипотезы: этот угол прямой, тупой или острый. Доказав эквивалентность пято ...

Значение музыкального воспитания
Предмет теории и методики музыкального воспитания детей в своей основе опирается на музыку как вид искусства. Предметом теории и методики музыкального воспитания детей являются вопросы целенаправленного управления процессом музыкального воспитания, обучения и развития ребенка, установление взаимосв ...

Выбор объекта деятельности
Для изготовления столика ребятам было предложено принести разработки столиков на листах, для выбора, среди них, одной для непосредственного его изготовление. Несомненно, для изготовления изделий, ребята сами предлагают свои темы. Изготовление столика на уроках технологии с учащимися, должно сформир ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru