Вместе с самоприказом в нравственном самовоспитании широко используется и самообязательство. Оно принимается по внутреннему убеждению и может стать важным мотивом самовоспитания.
Стимулом, побуждающим ребенка к принятию самообязательства и его выполнения, выступает нравственный идеал [5, с.98].
Идеал является для личности воспитанника путеводной звездой в самовоспитании, он зовет человека к постоянному совершенствованию. Личность постоянно сравнивает себя со своим идеалом, полнее и рельефнее осознает свои недостатки и стремится быстрее их преодолеть.
В зависимости от возраста и уровня моральной зрелости детей их нравственным идеалом может быть конкретное лицо (близкий человек, литературный герой) или обобщенный образ. В этом случае воспитанник заимствует черты многих людей и создает образ своего идеального героя.
В формировании нравственных идеалов дошкольников важная роль принадлежит воспитателю. Всей своей работой он учит учащихся анализировать поведение окружающих людей, отличать подлинную нравственность от ложной, показной. Нравственное самовоспитание стимулирует нравственное развитие личности.
Воспитание дружеских отношений является одной из составляющих воспитания духовно-творческого потенциала личности. Дружбу можно определить как положительные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны, в них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому.
Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: деловыми или улитарными; эмоциональными, связанными с удовольствием от общения друг с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственные же цели дружбы ориентированы на взаимное моральное совершенствование. Для дружеских отношений характерно глубокое взаимопонимание людей [4, с.601-602].
Другой составляющей духовно-творческого воспитания является воспитание у дошкольников гуманизма. Содержание обучения дает детям богатый материал для усвоения правильных представлений о сущности гуманизма. Тексты учебников для дошкольников подобраны так, чтобы дать представление о характере взаимоотношений между людьми, часто в них осуждаются бездушие, бессердечность, жестокость.
Но учебный процесс влияет на детей не только своим содержанием. Огромное значение имеет атмосфера учения, характер взаимоотношений между учащимися, а также между группой и воспитателем. Складывающиеся в ходе обучения взаимоотношения формируют опыт поведения детей. Особенно важно учитывать это обстоятельство в воспитании гуманизма. Если воспитатель внимателен к детям, заботится о них, в меру требователен к ним, не дергает их. Всячески развивает их инициативу и активность, если у него слово не расходится с делом, дети приобретают положительный опыт подлинно гуманных отношений между людьми. Большое значение имеет атмосфера гуманных отношений друг к другу в семье.
Уважительное отношение к старшему поколению, забота о младших и родителях формируют у дошкольников основу гуманизма [6, с.230].
Нравственные чувства одновременно содержат в себе и выражают отношение и побуждение человека, причем то и другое в глубоком человеческом чувстве обычно слито. Высшие чувства несут в себе нравственное начало. Одним из таких чувств является совесть.
Совесть связана с духовно-нравственной устойчивостью человека, его принятием на себя моральных обязательств перед другими людьми и неукоснительным следованием им. Совестливый человек всегда последователен и устойчив в своем поведении, всегда соотносит свои поступки и решения с духовными целями и ценностями, глубоко переживая случаи отклонения от них не только в собственном поведении, но и в действиях других людей. Такому человеку обычно стыдно за других людей, если они ведут себя непорядочно [4, с.453].
Новости образования:
Домашнее задание как одна из форм самостоятельной
деятельности
Острая необходимость в организации самостоятельной физической деятельности продиктованы тем, что в современной украинской школе у школьников наблюдаются признаки малого по объёму двигательного режима. Причиной которого является недостаточное количество уроков физической культуры, большая наполняемо ...
Автоматизация звуков с помощью игровых приемов
Как сделать занятия по автоматизации звуков интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребенка? Логопеды-практики часто задают себе этот вопрос. Ведь хочется увлечь своего воспитанника, удивить его, вызвать положительные эмоции, а не просто механически проговаривать материал. Пре ...
Методика констатирующего эксперимента
Данная методика адаптирована к задачам исследования и включает такие разделы, как исследование объема пассивного и активного словаря, исследование словаря антонимов и синонимов и обобщений. Исследование объема и качества пассивного и активного словаря. 1. Исследование пассивного словаря. Цель: Иссл ...