Наряду с общедидактическими методами обучения на уроках информатики применяют частнометодические. Так, при изучении раздела «Алгоритмизация и программирование» применяют такие методы, как ролевое исполнение алгоритма, «черный ящик», приемы: усложнение задачи, «найди ошибку в алгоритме», таблица значений и др.
На пропедевтическом уровне обучения информатике рекомендуется активизировать игровые формы обучения, например, информационные игры. Под информационными играми будем понимать игры, основанные на информационных процессах: передача, обработка, кодирование и декодирование информации и пр. Например, игры на передачу информации (в этих играх, как правило, задействованы невербальные каналы передачи информации). Дидактическое значение этих игр весьма высоко. Действительно, навыки передачи информации невербальными каналами (мимика, жест, поза, жестикуляция и пр.) имеют большое значение в повседневной жизни школьников, и будут иметь еще большее значение в будущей активной социальной и профессиональной деятельности. Однако в школе нет таких уроков, где бы школьников учили владеть этими способами передачи информации. Умение верно передать смысл сообщения не только словами, но и «общим выражением тела» очень пригодится учащимся в жизни, поэтому этому надо учить, в том числе, и на уроках и факультативах информатики.
Например, шарады - это быстрые и зажигательные игры на угадывание, в которые можно играть самыми разными способами. В них могут играть всего несколько игроков или целый класс. Один игрок (или команда, в зависимости от того, какой вариант игры выбран) представляет какое-нибудь слово или фразу в пантомиме, в то время как остальные пытаются угадать, что он имел в виду. Представление можно проводить в полном молчании. Можно использовать условные движения - движения, о значении которых договорились заранее, показывающему пантомиму запрещено говорить.
В содержательном наполнении среды должен отражаться исторический процесс развития одной из сфер деятельности человека (название предмета) и её научного осмысления.
Программирование и работа с компьютером вообще, видимо, одна из ключевых информационных технологий. Отметим, что программирование является одной из немногих сфер деятельности человека, в которой ему, не вставая из-за рабочего стола, приходится иметь дело со сверхсложными системами». Деятельность, связанная с разработкой сверхсложных систем, принципиально отличается от деятельности, например, математика, при решении сложной творческой задачи. Отличие программы от любой даже сложной механической системы в том, что число взаимодействующих частей в программе настолько велико, что не поддается никакому разумному объяснению и проверить работу программы, перебрать все возможные способы взаимодействия ее частей немыслимо даже на сверхбыстродействующих компьютерах в разумные строки.
Выделим особенности программирования и информационно-коммуникационной деятельности как учебного вида деятельности. Есть задача или конкретная проблема. Ученику требуется найти решение путем разработки соответствующей программы. Если решение известно, уже выполнялись аналогичные задачи, то задействуется ассоциативная составляющая интеллекта, работа сводится к набору программы и её отладке. Мы же рассматриваем творческие задачи, так как наша цель – развитие познавательных способностей. В этом случае за постановкой задачи следует гипотеза и разработка первого варианта программы. Затем она подвергается исследованию, экспериментальной проверке с помощью системы тестовых проверок - сравнению ожидаемых результатов и полученных. Ученику мысленно следует предсказать, предвидеть результаты работы. Наступает фаза или экспериментального опровержения или экспериментального подтверждения.
Итак, программирование можно рассматривать как разработку плана будущих действий по решению задачи (проблемы). Необходимо предвидеть эти будущие действия во всем многообразии возникающих вариантов. Этот тип мышления называют алгоритмическим, но это не так, точнее - это характеристика действительно интеллектуальной деятельности (творческого мышления). Алгоритмический аспект - это управление действиями (в психологии называют это процедурными знаниями). Понятие программа более широкое, чем набор управляющих конструкций.
Новости образования:
Постановка задачи исследования
Целью дипломной работы является создание современной модели web-сервиса для тестирования уровня знаний учеников по предмету математика с помощью средств web-разработки и программная реализация для эффективной работы тестовой системы. Перед формированием модели WEB-сервиса тестирования нужно четко о ...
Образование как общечеловеческая ценность
Признание образования в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным в большинстве стран правом человека на образование. Его реализация обеспечивается существующими в том или ином государстве системами образования, кото ...
Детское словотворчество
Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаро-нился», «глазки выньми», «журчей»… Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а во ...