Информационные технологии в формировании познавательной активности ученика

Страница 1

Деятельность, связанная с изучением программирования, информационных технологий, и в целом информатики, оказывает существенное влияние на развитие интеллекта школьника, особенно на его познавательные способности. Естественно, что при любом обучении, любому предмету, так или иначе, интеллект развивается, но это мало продуктивное утверждение. В нашем процессе есть компьютер - активные элемент среды обучения, особенно при работе в системах программирования. Возможна ли целенаправленная деятельность на развитие интеллекта с учетом тех результатов, которые получены в смежных науках, и потенциала самого предмета?

Проблема не возникла сегодня, а является закономерным итогом процесса развития образовательной информатики. Характеризуя её нынешнее состояние, академик РАО А.А. Кузнецов утверждает: « .Главной целью образования становится формирование целостного мировоззрения, предполагающего новый способ мышления и деятельности человека. Роль изучения информатики в формировании такого мировоззрения трудно переоценить. Именно поэтому формирование научной картины мира и становится сейчас приоритетной задачей в системе задач изучения информатики в школе. Не замечать эту тенденцию или сводить мировоззренческие аспекты изучения информатики к роли информационных технологий в развитии общества (как это пытаются делать некоторые авторы) уже нельзя» [19].

Итак, требуется формировать новый способ мышления, соответственно развивать мышление (интеллект в действии), и осмысление этого положения, на наш взгляд, первоочередная задача педагогической науки и практики. Дальнейшее развитие целей образования школьников в области информатики будет происходить, с учетом всех предыдущих достижений (и в этом заключается диалектика процесса), в направлении целенаправленного развития интеллекта школьника. Не отвергать предыдущие достижения (алгоритмическую культуру, математическое моделирование, информационные технологии и т.д.), а отрицать, использовать их в новом качестве на новом витке развития.

Понятие «интеллект» как одну из предельных абстракций трудно определить. Оно имеет длительный процесс эволюции, начиная с Платона. Против рассмотрения интеллекта как некой «фиксированной величины», которую можно измерить в лабораторных условиях, возражал один из выдающихся психологов XX столетия Л.С. Выготский. Он считал, что наилучшим показателем интеллекта является то, как люди осваивают новое, а не уровень знаний, которые они накопили к определенному моменту времени. Современная точка зрения сводится к тому, что интеллект не является некой единой унитарной конструкцией. Считается, что интеллект есть некая суперпозиция всех его многообразных форм: сенсомоторных, образных, вербальных, знаково-символических, дискурсивных и пр. С интеллектом связаны способности формировать понятия, рассуждать, решать задачи (в том числе и творческие), запоминать и воспринимать (высшие формы познания человеком действительности). Однако определять нечто, через его свойства, конечно, допустимо, но в соответствии с современной трактовкой понятия когнитивными психологами, считаем, что интеллект есть некая психическая реальность и обладает как нечто целое определенными связями, структурой, которые не определяются отдельными свойствами.

Познавательная активность есть качество личности, выражающееся в степени ее субъектности по управлению собственным процессом познания. Объектом управления всегда является сама учебно-познавательная деятельность. Позиция учителя и ученика всегда субъектна, т.е. активна, но в различной степени. Задача учителя — развитие познавательной активности подростка до уровня, когда учащийся становится основным субъектом управления учебно-познавательным процессом, а функция учителя заключается в создании необходимых для этого условий.

Именно сознательность учения и способность к сознательному управлению своей учебно-познавательной деятельностью является особенностью познавательной активности учащихся 8-9 классов при выполнении заданий и реализации проектов. Степень субъектности ученика, его позиция в управлении своей учебно-познавательной деятельностью проявляется в том, насколько ученик участвует в мотивировании своей деятельности, в ее планировании, организации, анализе, контроле и оценке. Именно степень субъектности определяет уровень познавательной активности старших подростков.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Особенности рефлексии
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии. Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, мы предлагаем следующую классификацию вид ...

Правила проблемного обучения
Правило первое. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое практическое или теоретическое задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия. При постановке задания, вызывающего проблемную ситуацию необходимо соб ...

Детское словотворчество
Классические примеры детского словотворчества приводит К.И. Чуковский: стрекоза — «стрекозел», морщинки на лбу — «сердитки», «баюльная песня» (от слова «баюкать»), «намакаро-нился», «глазки выньми», «журчей»… Купаясь в ванне и заставляя свою куклу нырять, девочка приговаривает: «Вот притонула, а во ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru