1. На уровне низкой активности основным субъектом деятельности является учитель, который полностью управляет учебно-познавательным процессом, позиция ученика пассивна. Сформированность у школьников знаний и умений по проектированию находится на репродуктивном уровне.
2. На ситуативно-эмоциональном уровне активности учащийся сознательно включается в управление своей деятельностью в эмоционально-привлекательных ситуациях, которые сконструированы педагогом. Уровень управления со стороны ученика ограничен рамками данной эмоционально-привлекательной ситуации и заключается в управлении действиями по эталону. Активность неустойчива. При столкновении с трудностями или вне ситуации ученик перестает быть равноправным с учителем субъектом учебно-познавательной деятельности. Сформированность у школьников знаний и умений по проектированию соответствует минимальному базовому уровню, определяемому нормативными документами (обязательным минимумом содержания образовательной области «Технология»).
3. На исполнительно-активном уровне ученик управляет своим познанием в рамках отношения к учению как обязательному привычному труду, направляя эмоциональные, интеллектуальные и волевые усилия на учебные цели, предлагает оригинальные пути, отдельные новшества, является стабильно равноправным с учителем субъектом познавательной деятельности.
4. Активно-творческий уровень (уровень познавательной самостоятельности) характеризуется позицией ученика как основного субъекта учения, его сознательностью и самостоятельностью в управлении учебно-познавательной деятельностью. Развитие познавательной активности как качества личности достигает уровня, когда ученик способен сам мотивировать, организовывать, анализировать, контролировать и оценивать свою учебно-познавательную деятельность. Сформированность у школьников знаний и умений по проектированию позволяет им вносить инновационные предложения при решении проблем.
Школьники, находящиеся на низком или эмоционально-ситуативном уровне развития познавательной активности, могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать менее сложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат, лежащий в зоне его ближайшего развития.
Для более сильных учеников учебная деятельность может усложняться за счет углубления материала и более высокого уровня его абстрактности; выполнения заданий альтернативного, допускающего существование нескольких правильных решений типа. Следует помнить, что таким ученикам интересно решать реальные проблемы, а не играть в решение проблем. Поэтому их нужно погружать в проблемы, выходящие за рамки школьной программы.
Методы и приемы применения средств ИКТ в процессе обучения информатике направлены на формирование познавательной активности в области информационной деятельности школьников, воспитание их информационной культуры. Применение средств ИКТ вносит определенную специфику в известные общедидактические методы обучения. Так, объяснительно-иллюстративные методы при использовании мультимедийного проектора могут заметно повышать познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности (анимация, звук, видео и другие мультимедийные эффекты). Когда учитель самостоятельно разрабатывает мультимедийный дидактический материал, он может использовать региональный краеведческий материал, что усиливает воспитательный момент урока.
Репродуктивные методы обучения при использовании компьютерных обучающих систем приобретают свойства личностно-ориентированного обучения, при котором учащиеся получают возможность выстраивать индивидуальные образовательные траектории в зависимости от успешности обучения и личностных психологических качеств (восприятия, памяти, мышления и пр.). В процессе работы с обучающими системами можно активизировать методы коррекции знаний учащихся, не затрачивая дополнительное время учителя. Эти средства образовательного назначения так же могут являться средством стимулирования и повышения мотивации обучения, а так же средством повышения познавательного интереса учащихся, поскольку известно, что для учащихся возможность поработать за компьютером дополнительное время является сильным стимулом.
Новости образования:
Выявление компонентов творческих способностей и их качеств
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих спо ...
Психофизиологическая характеристика процесса чтения
Чтение – сложный процесс. Взрослый, опытный читатель не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс чтения, так как эти действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех элементарных действий в одно сложное, для него каждый элемент предста ...
Роль воображения в развитии ребенка и его значение в формировании детской
субкультуры
Развитая способность воображения, типичная для детей среднего дошкольного возраста, постепенно теряет свою активность по мере увеличения возраста. Вместе с тем теряется живость и свежесть впечатлений оригинальность ассоциаций, остроумия сравнений и многое другое. Таким образом, очевидно, что вообра ...