Информационные технологии в формировании познавательной активности ученика

Страница 5

Деятельность школьников во время учебных занятий по информатике и при выполнении конкретных задач характеризуется следующим образом: [37]

1. Готовностью к планированию. Два типа школьника: один при получении задания сразу «хватается за компьютер» и начинает что-то делать, второй продумав, составив план в общих чертах, приступает к работе. «Дурные» привычки у школьников первого типа быстро изживаются, ибо постоянно приводят к отрицательному результату. Получить работоспособную программу ему удается достаточно редко. Второй тип деятельности соответствует типу деятельности профессионалов в программировании

2. Гибкостью. Отсутствие гибкости (ригидность) и догматизм характеризуют «ограниченный ум» Гибкая позиция - это готовность рассматривать новые варианты, пытаться сделать что-то иначе менять свою точку зрения. Программирование в своей сути обязывает не торопиться с окончательным решением, проверить программу еще при одних исходных данных еще при одних и т.д. Программирование обязывает четко определить допустимую область значений исходных данных, при которых данный вариант программы работоспособен. Формируются качества, если так можно выразиться, открытого ума, способного подождать с вынесением суждений, собрать больше информации, прояснить для себя более сложные вопросы.

3. Настойчивостью. Отношение к решению задач, к разработке программы. Даже простая программа требует отладки. Первый тип учеников бросает доведение любой программы до работоспособного состояния, если она сразу не выдала какой-то результат, или могут исправлять только простейшие типы ошибок. Второй тип учеников получает удовольствие от процесса тестирования программы и поиска ошибок Они обычно создают несколько вариантов программы, исследуя проблему. В процессе обучения первый тип плавно перетекает во второй, ибо этого требует среда - она требует доводить дело до конца, требует терпенья и настойчивости, ибо действительное мышление – напряженный труд с полной самоотдачей.

4. Готовностью исправлять свои ошибки (контролируемостью). Два раза наступать на одни и те же грабли – признак дурного тона в мышлении. Заниматься оправданием своих ошибок бессмысленно, ибо для компьютера это не имеет никакого значения. Их требуется исправлять и не повторять. Приходится отвергать свои решения, как бы школьник не был влюблен в них. После этого, естественно будешь относиться гибче и к мнению окружающих и к противоположным точкам зрения - искать в них рациональное зерно, то есть совершенствовать своё мышление.

5. Осознанием. При программировании четко прослеживается, что я как действующий за компьютером знаю, что я понимаю. Без сосредоточения на собственном мыслительном процессе на результатах собственного мышления, другими словами - на критической оценке полученных результатов, программу (решение) просто-напросто не сделать. Дидактический потенциал этапа тестирования программ просто еще не оценен. Это один из мощнейших инструментов формирования ментального опыта школьника

6. Поиском различных вариантов решения задач. Это естественное качество работы программиста, ибо у каждой программы есть ограничения и она создается с использованием ограниченного инструментария. Например, изменение размерности входных данных требует, как правило, поиска других методов решения. Отметим еще одну возможность (не индивидуальную) при написании программ. Если задача решается в классе, то происходит обмен идеями, методами между школьниками. Ищется наилучший вариант решения, оценивается время его работы и т.д. Развиваются умения слушать и слышать другого коммуникативные навыки. Практика программирования первой пришедшей на ум идеи уходит в прошлое уже через полгода работы

Несколько слов о структурном принципе деятельности в программировании Принцип структуризации лежит в основе любой интеллектуальной деятельности, то есть он универсален. Выскажем утверждение о том что любая деятельность может быть описана с помощью ограниченного числа структурных конструкций, логических инвариантов этого вида деятельности. Программа обязана иметь хорошую структуру, что облегчает ее понимание как сверхсложной системы и упрощает работу с ней мы получаем укрупнение оперативных единиц восприятия семантически целостных образований обеспечивающих возможность практически одноактного восприятия объектов внешнего мира независимо от числа содержащихся в них признаков). Эта мысль, начиная с работ классиков, пронизывает все развитие технологий программирования. Исторически программирование - первый тип деятельности, к которому был применен в явном виде принцип структуризации в чем его суть» человеческие знания, выраженные с помощью любого письменного языка можно разбить на две части императивные и декларативные. Императивные (процедурные, алгоритмические, операторные) знания содержат сведения о последовательности действий. Декларативные (дескриптивные, атрибутивные, описательные) - это знания не о действиях, а об описаниях информационных объектов. На втором витке развития технологий программирования речь шла о структуризации императивных знаний (в основном), императивной части программы то начиная с объектно-ориентированных технологий, идет структуризация по данным, а затем структуризация по интерфейсу.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Общие сведения о перспективе
Перспектива - это средство отобразить глубину рисунка. Простой пример: железная дорога. Все знают, что рельсы лежат параллельно, а это значит, что они нигде не пересекаются. Однако, если встать на пути и посмотреть вдаль, то будет казаться, что с удалением от наблюдателя, рельсы сходятся ближе, пок ...

Характеристика приемов и методов активного обучения
Метод анализа конкретных ситуаций служит инструментом изучения той или иной проблемы, средством оценки и выбора решений. Под конкретной ситуацией понимают событие, которое включает противоречие (конфликт) или вступает в противоречие с окружающей действительностью. Выделяют три основных типа ситуаци ...

Использование наглядности и химического эксперимента при проверке знаний, умений и навыков
Теоретические знания по химии нельзя проверять в отрыве от умений и навыков. Преподавание химии требует широкого использования химических опытов и наглядных пособий. Устный ответ учащихся, когда это необходимо, должен сопровождаться выполнением необходимых практических заданий, в частности проведен ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru