б) некоторые ученики увлекаются этим;
в) практически никто не пробовал.
Активно ли учащиеся на уроках литературы принимают участие в обсуждении персонажей, их поступков?
а) да, учащиеся имеют свое мнение и стремятся выразить его;
б) большинство активно, но есть и незаинтересованные;
в) лишь немногие участвуют в обсуждении.
Охотно ли учащиеся заучивают наизусть стихотворения и рассказывают их?
а) охотно, рассказывают выразительно, эмоционально;
б) кому-то это нравится, кому-то нет;
в) рассказывают только ради оценки.
Любят ли дети петь (как хором, так и индивидуально)?
а) любят и часто поют;
б) есть некоторые ученики, увлекающиеся пением;
в) любви к пению не наблюдается.
Проводятся ли с учащимися экскурсии в музеи, выставочные залы, картинные галереи?
а) да, регулярно;
б) время от времени;
в) крайне редко.
Организуются ли с учащимися походы в театр?
а) организуются регулярно;
б) ели необходимо посмотреть программное произведение4
в) нет, не организуются.
Обсуждают ли учащиеся с вами увиденные кино-, видео - и телефильмы?
а) охотно обсуждают;
б) иногда, если что-то особенно им понравилось;
в) нет, не обсуждают.
Анкета для учащихся.
Обращаешь ли ты во время прогулки внимание на красоту природы?
а) да, обращаю;
б) иногда замечаю;
в) нет, никогда.
Нравится ли тебе читать описания пейзажей в книгах?
а) нравится;
б) смотря какое описание;
в) нет, всегда их пропускаю.
Относится ли литература к числу твоих любимых учебных предметов?
а) да;
б) не знаю;
в) нет, я вообще не люблю читать.
Писал ли ты когда-нибудь стихи?
а) да, я часто пишу стихи;
б) пробовал, но не очень получается;
в) нет, никогда.
Есть ли у тебя любимые писатели и поэты?
а) конечно, есть;
б) если хорошо подумать, то можно назвать;
в) не задумывался; наверное, нет.
Как ты оцениваешь свои познания в области классической музыки?
а) я знаю многих композиторов и люблю их произведения;
б) кое-что знаю, но не очень хорошо в этом разбираюсь;
в) я вообще не интересуюсь классической музыкой.
Любишь ли ты рисовать и хорошо ли ты рисуешь?
а) люблю, рисую хорошо;
б) люблю, но хотелось бы уметь рисовать лучше;
в) нет, рисование не для меня.
Посещаешь ли ты какой-нибудь кружок, факультатив, связанный с искусством, музыкальную или художественную школу?
а) посещаю;
б) нет, но очень хочу;
в) не посещаю и не хочу.
Нравится ли тебе ходить в театр и смотреть различные спектакли?
а) очень нравится;
б) зависит от спектакля;
в) нет, не нравится.
Знаешь ли ты различные направления в изобразительном искусстве, отдаешь ли предпочтение какому-либо направлению или конкретному художнику?
а) да, я довольно много знаю об этом, у меня есть любимые художники;
б) мне нравятся некоторые работы художников, но я слабо в этом разбираюсь;
в) я не интересуюсь изобразительным искусством.
За каждый ответ "а" - 10 баллов, "б" - 5 баллов, "в" - 0 баллов. Количество набранных баллов от 75 до 100 свидетельствует о весьма высоком уровне развития эстетического сознания учащихся.50 - 70 баллов - свидетельство того, что уровень развития эстетического сознания учащихся не очень высок, но у них есть хороший потенциал для дальнейшего развития. Количество баллов менее 50 является тревожным признаком и говорит о том, что необходимо уделять больше внимания эстетическому воспитанию учащихся.
Рекомендации.
Необходимо начинать эстетическое воспитание с эстетического общения. Тактичная передача воспитателем его мироотношений, эстетических вкусов, идеалов в процессе развивающего обучения и воспитания оказывает тонкое формирующее воздействие на становление эстетического сознания воспитанников. Учитель должен акцентировать внимание на эстетических сторонах науки, изучаемого предмета, давать эстетическую оценку изучаемым явлениям. Личность учителя имеет очень большое значение для эстетического воспитания школьников, поэтому учитель должен помнить, что его общая культура, педагогический такт, речь, эстетика манер, одежды, прически могут стать образцом эстетического поведения учащихся.
Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования. Развитию познавательных интересов, индивидуальных склонностей учащихся в области прекрасного способствуют факультативы и кружки по искусству, эстетике и искусствознанию.
Новости образования:
Почитание Богородицы первыми христианами
Еще первые христиане почитали Богородицу, это подтверждается наличием её изображений второго века в римских катакомбах. В этих катакомбах христиане совершали богослужения, скрываясь от преследований. В катакомбах были обнаружены первые фрески и изображения Девы Марии (например, фрески Киметерия При ...
Основные педагогические условия учебно-воспитательного процесса
На формирование у детей интереса к знаниям и к процессу их приобретения по предмету химии влияют такие факторы, как содержание учебного материала, умелое сочетание различных методов, приемов и средств обучения, эрудиция учителя, использование различной наглядности, экспериментов, технических средст ...
Внимание как ведущее условие
организации познавательной деятельности младшего школьника
В ходе исследования потребовалось определить содержание таких понятий как «внимание», «свойства внимания», «познавательная активность», «познавательная деятельность». Несмотря на значимость внимания, психологи до сих пор не определились с трактовкой понятия «внимание». Так отечественный психолог Р. ...