Дискриминация на основе культурных или языковых характеристик индивида или группы, основанная на убеждении в превосходстве одних культур над другими (этноцентризм) и мнение, что одна нация превосходит в правах другую (агрессивный национализм) являются крайними проявлениями межнациональной интолерантности.
Согласно, «Декларации принципов толерантности» (ЮНЕСКО, 1995) толерантность означает «уважение, принятие и понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Признание различий людей по внешнему виду, социальному положению, речи, поведению, ценностям и права жить в мире». (12, с. 14).
Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания. Поэтому, как принято в таких случаях, целесообразно определить соответствующие показатели, критерии, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление.
Многие авторы (С.К.Бондырева С.Д. Щеколдина и др.) к числу критериев межкультурной толерантности относят следующие:
Реальное равноправие между представителями различных народов (равный доступ к социальным благам для всех людей независимо от их пола, расы, национальности, религии или принадлежности к какой-либо иной группе);
Взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов того или иного общества к иным социальным, культурным и другим группам;
Равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
Гарантированное законом сохранение и развитие культурной самобытности и языков национальных меньшинств;
Реальная возможность следовать традициям для всех культур, представленных в данном обществе;
Свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и возможности представителей других конфессий;
Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;
Отказ от негативных стереотипов в области межэтнических и межрасовых отношений и в отношениях между полами;
Доброжелательность и терпимое отношение к представителям различных групп и группам в целом;
Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических отношений между полами. (8, с. 77-78), (33, с. 30).
Представленные критерии соответствуют модели либерального гражданского общества, которую в современной истории рассматривают как наиболее полное воплощение толерантности.
Эта модель предполагает присущее толерантности принятие другого таким, какой он есть, не отказываясь от собственной точки зрения, но и не навязывая ее партнеру.
Толерантность определяется нами как уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведения других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия.
Новости образования:
Проблемы музыкально-художественного воспитания детей
Основой теории музыкального воспитания детей являются огромные познавательные и воспитательные возможности музыкального искусства. Впечатления детства глубоки и сильны, порой неизгладимы; использование музыкального искусства для углубления этих впечатлений - вот важная задача, которую стремятся осу ...
Состояние проблемы исследования в психолого-педагогической литературе
В настоящее время в условиях глубоких перемен во всех сферах жизни российского общества происходит переоценка социальных ценностей и ориентации, преодоление устаревших взглядов, подходов, форм и методов работы и изменяется отношение к накопленному опыту педагогики и психологии. Традиционная педагог ...
Игра
Игра – это единственная деятельность, с помощью которой сначала взрослый «войдет» в мир ребенка, а потом оттуда «поведет» его в свой взрослый мир. Качественное отличие этой точки зрения от общепринятых в социальной психологии состоит в том, что детство – это не просто подготовка к будущей взрослой ...