Обзор методик логопедической работы направленных на развитие импрессивной речи

Страница 1

Жуковой Н.С., Мастюковой Е.М., Филичевой Т.Б., Ефименковой Л.Н. было разработано с учетом возрастной психологии и деятельности ребенка содержание коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

Это содержание включает в себя формирование знаний и представлений об окружающем, развитие познавательной деятельности ребенка. Развитие импрессивной речи — увеличение объема понимаемых слов, уточнение значения грамматических форм и понимания различного рода синтаксических конструкций. Необходимость этих упражнений определяется уровнем развития импрессивной речи детей.

Учитывая последовательность формирования грамматических конструкций в процессе нормального онтогенеза и степень их сложности, Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова и Т.Б. Филичева выделяют 6 этапов работы — от формирования элементарного двусоставного предложения (I этап) до формирования связной повествовательной речи (VI этап). Разработанная авторами система коррекционной работы широко используется в специальных детских садах для детей с общим недоразвитием речи.

Большое внимание в данной методике уделяется обследованию и развитию импрессивной речи. Каждый из пяти этапов методики содержит в себе описание логопедической работы с детьми определенного уровня речевого развития, без учета формы нарушения речи (задержка речевого развития, алалия, дизартрия и т.д.) и безотносительно к возрасту направленные на преодоления недостатков импрессивной речи детей.

В настоящее время действуют программы обучения глубоко умственно отсталых детей, разработанные НИИ дефектологии АПН СССР (1984), Государственный стандарт общего образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (1999, проект), в котором особый раздел посвящен: содержанию обучения учащихся с тяжелой степенью умственной отсталости, в практике используется также ряд коллективных авторских программ: «Коррекционно-образовательная программа для детей с выраженными интеллектуальными нарушениями» (под ред. Л.Б. Баряевой, 1996); «Социально-трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта» (Л.М.Шипицына, Е.С.Иванов, В.Н. Асикритов, 1996); «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» (под ред. И. М. Бгажноковой, 1999).

К каждой из программ разработан специальный учебный план. И работа с детьми ведется по следующим направлениям коррекционного обучения:

самообслуживание и гигиена;

физкультура;

музыка, ритмика, пение;

- предметно-практическая деятельность, конструирование, ручной труд;

- рисование;

развитие речи и ознакомление с окружающим; - обучение грамоте (чтение и письмо);

- элементарный счет.

Особое внимание уделяется развитию речи, особенно ее пониманию.

Уроки развития речи, включающие в себя занятия по ознакомлению с окружающим, экскурсии, а также специальные логопедические занятия направлены на расширение у детей представлений об окружающем мире и умений пользоваться речью. Детей учат понимать обращенную к ним речь, выполнять несложные инструкции, формируют умение общаться со взрослыми, с детьми, обучают вопросно-ответной речи, диалогической речи, связному высказыванию с помощью взрослого.

А.А. Катаева и Е.А. Стребелева предлагают комплекс дидактических игр и упражнений для использования их в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. В пособии предложены игры по следующим разделам: игры направленные на формирование сотрудничества ребенка со взрослым; на развитие ручной моторики; по сенсорному восприятию, на развитие мышления, по развитию речи. Особое внимание в пособии уделяется играм, направленным на развитие речи, особенно разделу по развитию импрессивной речи. В разделе игры расположены по возрастающей сложности с учетом последовательности формирования импрессивной речи. Все игры апробированы в работе с детьми, воспитывающимися в ДОУ компенсирующего вида и в семье. Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы.

Страницы: 1 2

Новости образования:

Вопросы коррекции речи дошкольников в психолого-педагогической литературе
Повышение общей культуры человека невозможно без развития культуры речи, так как культурные нормы и все то, что регулирует человеческое поведение, даются через язык и речевое общение. Под речью понимают как процесс говорения (речевая деятельность), так и его результат (речевое высказывание). Речь - ...

Математическое мышление
Эффективность и качество обучения математике определяются не только глубиной и прочностью овладения школьниками системой математических знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и уровнем их математического развития, степенью подготовки к самостоятельному овладению знаниями, сформиро ...

Принципы и методы системы Л.В. Занкова в сфере формирования коммуникативных навыков у младших школьников
Моменты формирования коммуникативных навыков можно рассматривать как временные границы трех этапов в развитии общения детей. Эти этапы, по аналогии в сфере общения со взрослым, были названы формой общения младших школьников со сверстниками. Первая форма – эмоционально – практическое общение со свер ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru