С целью изучения особенностей развития импрессивной речи детей в возрасте 9-13 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости нами был проведен констатирующий эксперимент.
При изучении особенностей импрессивной речи у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью мы исходили из общих закономерностей развития импрессивной речи у детей с сохранным интеллектом.
В экспериментальном изучении предусматривалось соответствие заданий возрастным интересам и познавательным возможностям детей.
Экспериментом было охвачено 20 воспитанников Шумковского детского дома-интерната Березовского района г. Красноярска. Экспериментальную группу составили 10 воспитанников в возрасте 9 – 13 лет. Состав экспериментальной группы 60% мальчиков и 40% девочек. Анализ медицинской документации выявил следующее: 40% детей имеют умеренную степень умственной отсталости, а 60% - тяжелую степень умственной отсталости.
Нарушения зрения были выявлены у 30% детей. Выраженные ограничения в подвижности у 30% детей. У 20% детей поставлен диагноз синдром Дауна, синдром «Маугли» у 10% детей. 20% детей с гидроцифалией, 10%- микроцифалия.
По результатам наблюдения за детьми в свободной деятельности, изучения педагогической документации и бесед с сотрудниками дома – интерната выяснено, что грубые нарушения поведения имеют 20% детей (агрессивные, неадекватные). Остальные дети имеют четкую индивидуальность, потребность в общении. Навыки самообслуживания в достаточной мере сформированы у 70% детей, 30% нуждаются в помощи воспитателя (умывание, одевании и раздевании, обувании, застегивание пуговиц и обуви и тд.).
Полное логопедическое обследования проводилось общепринятыми в логопедии методами. По результатам логопедического обследования выявлено, что зачатки общеупотребительной речи наблюдается у 20% детей, общеупотребительная речь с элементами недоразвития – у 20%, 60% детей являются «безречевыми». 10% имеют клинический диагноз – сенсорная алалия, 90% - дизартрия.
Для сравнительного анализа в эксперимент была включена контрольная группа детей, которую составили 10 сверстников. Состав контрольной группы 40% мальчиков и 60% девочек. Анализ медицинской документации выявил следующее: 50% детей имеют умеренную степень умственной отсталости, а 50% - тяжелую степени умственной отсталости.
Нарушения зрения были выявлены у 40% детей. Выраженные ограничения в подвижности у 20% детей. У 20% детей поставлен диагноз синдром Дауна. 10% детей с гидроцифалией, 10%- микроцифалия.
По результатам наблюдения за детьми в свободной деятельности, изучении педагогической документации и бесед с сотрудниками дома – интерната выяснено, что грубые нарушения поведения имеют 10% детей (агрессивные, неадекватные). Остальные дети имеют четкую индивидуальность, потребность в общении. Навыки самообслуживания в достаточной мере сформированы у 80% детей, 20% нуждаются в помощи воспитателя (умывание, одевании и раздевании, обувании, застегивание пуговиц и обуви и тд.).
Полное логопедическое обследования проводилось общепринятыми в логопедии методами. По результатам логопедического обследования выявлено, что зачатки общеупотребительной речи наблюдается у 40% детей, 60% детей являются «безречевыми». 100% имеют клинический диагноз – дизартрию.
У детей владеющих речью, в контрольной и экспериментальной группах, выявлено что, лексическая недостаточность проявлялась в бедности и недифференцированности словарного запаса. Отмечалось малое разнообразие в речи прилагательных и наречий; имели место неправильное употребление слов по значению, незнание многих слов, отсутствовали обобщающие понятия, наблюдались многократные ошибки при употреблении пространственных и временных представлений. Дети не использовали синонимы, антонимы. Морфологические нарушения проявлялись в нарушениях словоизменения и словообразования. Отмечались структурные и семантические аграмматизмы. Дети затруднялись в понимании и оформлении речевых конструкций. Выявлялись значительные трудности при построении связного высказывания.
Новости образования:
Психофизиологическая характеристика процесса чтения
Чтение – сложный процесс. Взрослый, опытный читатель не замечает элементарных действий, из которых складывается процесс чтения, так как эти действия автоматизированы, но 6-летний ребенок, обучающийся читать, ещё не соединяет всех элементарных действий в одно сложное, для него каждый элемент предста ...
Значение событийности в становлении толерантности
Деятельность объединяет людей в общности. Самое широкое значение понятия «общность» включает совокупность индивидов. Особым типом человеческих объединений, по сути, противоположным социальной организованности, является неструктурированная, бытийная общность. (23, с. 171). Здесь подразумевается, что ...
Выпускные экзамены как заключительная проверка знаний, умений и навыков
учащихся по химии
Экзамены служат серьезным показателем работы и учащихся, и учителя. Правильно организованное повторение пройденного в году и перед экзаменами способствует систематической работе учащихся и более осознанным знаниям. Результаты экзаменов помогают учителю анализировать достижения и недостатки в своем ...