Организация и методика исследования

Страница 2

У безречевых детей наблюдалось большое разнообразие вокализаций, слоговых цепочек, лепетных псевдослов.

У испытуемых в активном словаре обнаруживалось до десятка звукоподражаний (у – у…, биби, ай-я-яй и др) и коротких слов: да, нету, мама, сё (всё, ещё), вот, даай (давай), во, ета (эта) и т.д. Некоторые дети из этих слов даже строили фразы: от ана (вот она), дай исё (дай ещё), а ета (а эта). Следует отметить, возможности отраженной и автоматизированной речи таких детей значительно шире. Так же, как и у детей с наличием лишь голосовой активности, у детей с минимальной звуко-слоговой активностью в видах речевой деятельности, требующих меньшей самостоятельности, остаётся относительно сохранным интонационно-ритмический контур слова, не смотря на грубые нарушения звуконаполняемости. Иногда эти дети способны даже к сопряжённому проговариванию стихотворений с сохранением мелодики ритмизированной речи.

Для выявления уровня сформированности импрессивной речи детей с умеренной и тяжёлой степенью умственной отсталостью применялась апробированная на детях с общим недоразвитием речи дошкольного возраста методика Н.С. Жуковой, которую мы использовали с некоторыми модификациями.

При проведении исследования были использованы две серии заданий:

1 серия направлена на выявление уровня понимания значений слов. Включает в себя 15 заданий. Каждое из 15 заданий включает в себя от 3 до 10 проб (см. приложение 3).

2 серия исследования направлена на выявление уровня понимания грамматических форм слов. Включает в себя 8 заданий. Каждое из 8 заданий включает в себя от 4 до 5 проб (см. приложение 3).

Исследования понимания значений слов детьми:

Выяснить понимание целостных словосочетаний.(5 проб)

Выяснить, какие названия игрушек знакомы ребенку.(3 пробы)

Выяснить, знает ли ребенок названия предметов, которыми пользуется в быту. (5 проб)

Выяснить, может ли ребенок показать части своего тела и части тела куклы.(5 проб)

Установить, может ли ребенок узнавать знакомые предметы, изображенные на картинках.(8 проб)

Установить, названия, каких действий, знакомы ребенку.(4пробы)

Установить, названия, каких действий выраженных возвратными глаголами знакомы ребенку.(4 пробы)

Установить, названия, каких действий сходных (близкие) по ситуации знакомы ребенку.(4 пробы)

Установить уровень понимания падежных вопросов(10 проб)

Установить понимание словосочетаний, в которых предлоги даются в сочетаниях с названиями хорошо знакомых предметов и названиями хорошо знакомых действий.(6 проб)

Установить, узнает ли ребенок предметы по их назначению.(9 проб)

Установить уровень понимание многоступенчатой инструкции.(3 пробы)

Установить уровень понимание притяжательных местоимений (мой – твой).(3 пробы)

Установить уровень понимание качественных местоимений (длинный — короткий, толстый — тонкий, узкая — широка, высокий — низкий).(4 пробы)

Установить уровень понимание относительных местоимений (больше - меньше, длиннее – короче, толще - тоньше).(3 пробы)

Исследование понимания грамматических форм слов:

1. Установить, различает ли ребенок грамматические формы единственного и множественного числа существительных

2. Установить, различает ли ребенок грамматические формы единственного и множественного числа существительных (с безударным окончанием во множественном числе). 5 проб

Установить, понимает ли ребенок значения уменьшительно-ласкательных суффиксов. 5 проб

Страницы: 1 2 3

Новости образования:

Сущность познавательного интереса школьников
Проблема мотивации на учёбу – одна из важнейших и острейших проблем школы. Одному ученику интересно на уроке, другому – скучно, один хочет учиться, а другой – пассивен. Любая деятельность проходит тем более эффективно, чем более она мотивирована. В обучении мотивация выражается в принятии учеником ...

Роль задач в обучение, роль задач в развитие логического мышления
Решение многих задач требует от человека хорошо развитой способности к творческой деятельности или, по крайней мере, спо­собности и умения отыскать более или менее оптимальное в данных условиях решение. Поэтому не удивительно то большое значение, которое современная наука придает изучению процесса ...

Организация и структура экспериментального изучения произвольной памяти младших школьников с нарушениями интеллекта
Для подтверждения теоретических выводов нами организовано эмпирическое исследование эффективности использования дидактических игр как средства развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями непосредственно на уроках в СКОУ VIII вида. Цели данного исследования: выявл ...

Главное на сайте

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru