Достижения вузовской науки оказались затребованы в хозяйственной практике. На кафедре физики политехнического института выполнялись хоздоговорные работы по следующим двум темам: «Исследование механотер-мического характера пляски проводов линий электропередачи и выработка рекомендаций по борьбе с этим явлением», «Исследование поверхностей люминофоров методом электронной спектроскопии».
С момента образования на кафедре математики Ставропольского политехнического института функционировали два научных направления:
1) Решение дифференциальных уравнений и их приложения.
2) Методика преподавания математики в высшей школе.
По первому направлению исследовались проблемы под руководством Меньшиковой В. И.- «Динамические продольные силы и перемещения рельсов железнодорожного пути», под руководством Беньяминова Б. Б. - «Математическая теория оптимального управления процессами, описывающими интегро-дифференциальными уравнениями», и под руководством Иванова Е. Ф. - «Исследование устойчивости движения автомобиля «КамАЗ» - прицеп к нему». По второму направлению работали преподаватели Ушверидзе О. Н.,Тимошенко В. В., Щедрина Р. Н., Толпаев В. А., Матвеев Ю. Т., Мартынов С.А.
В этот период начинается систематическая учебно-методическая работа на кафедре, преподаватели кафедры принимают активное участие в конференциях. В 1975 году Полихрониди Н. Г. принял участие во Всесоюзной конференции по магнитным жидкостям в Риге.
Кафедрой математики Ставропольского политехнического института были заключены договоры о творческом содружестве с ЦНИИ МПС, НИИЖТом (кафедрой «Путь и путевое хозяйство») и с СПИ (кафедрой высшей математики)74.
Во второй половине 70-х годов особое значение в работе вузов Ставрополья приобретает учебно-методическая работа со студентами, призванная в полной мере привить навыки практической работы в целях наиболее эффективного применения полученных в вузе теоретических знаний. Этому способствовало развитие и активизация движения рационализаторов и изобретателей, а также определенные направления государственной политики. Ректоратом и парткомом Ставропольского государственного педагогического института были разработаны основные направления социально-экономического развития института. В соответствии с директивами XXV съезда КПСС, решениями Октябрьского Пленума ЦК КПСС, правительственными документами, в частности, «О дальнейшем улучшении подготовки высококвалифицированных кадров для школ» было осуществлено изменение в социальной структуре коллектива. В направлении повышения качества подготовки специалистов главное внимание было сосредоточено на всестороннем улучшении качества профессиональной подготовки и укреплении связи со школой. Так, Е. И. Несис и Т. С. Чигарева провели исследования по физике полупроводников, что привело к созданию спецпрактикума для студентов75. В. А. Зыков, В. В. Чеканов, Т. В. Скроботова, В. А. Ассман и др. создали научно-исследовательскую лабораторию физики газового заряда. Е. И. Несис совместно с В. В. Чекановым сформировали лабораторию физики магнитных жидкостей, в последствии переросшую в научную школу.
Преподавание на кафедре теоретической физики Ставропольского педагогического института с начала 70-х годов велось в специально созданной оригинальной автоматизированной лаборатории технических средств обучения, о которой уже шла речь ранее. В этой лаборатории студенты получали практические навыки по работе с кинопроекционной аппаратурой, магнитофонами и другими техническими средствами, а также с методикой программированного ведения занятий с помощью обучающих машин. В автоматизированном классе технических средств обучения могли работать одновременно две студенческие подгруппы. Каждый лабораторный стол был оборудован своей индивидуальной установкой для изучения определенного типа технических средств обучения, а также автоматическим устройством для механической контрольно-обучающей взаимосвязи студента с преподавателем, находящимся за пультом управления. С помощью этого пульта руководителем проводились фронтальные занятия со всей подгруппой, или с любым студентом индивидуально. Кроме того, пульт позволял с помощью автоматики менять тип освещенности классной комнаты, дистанционно управлять процессом демонстрации специальных кинофильмов, автоматически проверять через задаваемые преподавателем промежутки времени состояние дел на каждом рабочем столе. Автором конструкции автоматизированной лаборатории явился кандидат физико-математических наук Е.Д. Попов, под руководством которого активно работали лаборанты Ю. Г. Булатова и А. А. Кульгина, а также группа студентов-физиков, которые осуществляли ее монтаж .
Лаборатория позволяла существенно повысить уровень преподавания, в частности, проводить более всестороннюю проверку знаний студентов на коллоквиумах по отдельным разделам физики, эффективно организовать практикумы по вычислительной технике. В лабораторное пользование внедрялись электронно-вычислительные машины «Наири» и «Электроника». В учебный процесс внедрялись лекционные демонстрации по механике и по оптике. Усовершенствовалась система чтения лекций путем закрепления лекционных потоков за одним преподавателем, система приема зачетов и экзаменов упорядочивалась с помощью создания независимых комиссий преподавателей для приема повторного экзамена. Специализированные лаборатории позволяли приблизить преподавание физики и математики к современным требованиям практики. На лекциях, практически лабораторных занятиях студентов знакомили с применением физико-математических наук в различных отраслях промышленности, сельскохозяйственного производства, транспорта, энергетики и др. Особое внимание при изучении физики уделялось вопросам в области ядерной физики, физики плазмы, физики твердого тела, низких температур, радиофизики и электроники, квантовой электроники, механики и оптики. Лабораторные занятия проводились квалифицированными преподавателями на достаточно высоком научном уровне. Практикумы постоянно совершенствовались, модернизировались, приближались к современному научному уровню в связи требованиями новых программ по физике. В качестве учебно-методической базы на кафедрах функционировали лаборатории механики и молекулярной физики, электричества и электромагнетизма, оптики, физики атома и атомного ядра, твердого тела, методики физики, а также научные лаборатории молекулярной спектроскопии и физики магнитных жидкостей . На занятиях по физике и методике преподавания физики широко использовались различные ТСО в специально оборудованных для этого аудиториях. Ассистентом Ю. И. Диканским была введена новая форма приме нения ТСО, на практических занятиях по методике физике, позволявшая успешно использовать видеозаписи уроков и внеклассных занятий.
Новости образования:
Характеристика системы образования Болгарии
Дошкольное образование в Болгарии имеет общественный характер и рассчитано на детей в возрасте от 3 лет и до момента, когда они идут в школу (7 лет – официальный возраст для начала обучения в школе). Оно осуществляется, главным образом, в детских садах, куда дети могут ходить по желанию родителей. ...
Комментированное обучение: его резервы и достоинства
Сотни лет базируется на опросе домашнего задания, оценке ЗУН, объяснении нового материала, повторении и закреплении изученного на уроке. Современное гуманистическое обучение выступает против молчаливого присутствия учащихся на уроке, мучительного страха учащихся перед ответом у доски. Поэтому при п ...
Результаты констатирующего эксперимента
Результаты анкетирования проведенного нами с целью выяснения отношения младших школьников к использованию дидактических игр на уроках дал следующие результаты (См. диаграмму №1-№5): Диаграмма №1 Какие уроки ты больше всего любишь? Диаграмма №2 Если бы ты был учителем, чего больше было бы у тебя на ...