Развивая устойчивость внимания младших школьников, учителю следует помнить, что в I и II классах устойчивость внимания выше при выполнении ими внешних действий и ниже при выполнении умственных. Вот почему методисты рекомендуют чередовать умственные занятия и занятия по составлению схем, рисунков, чертежей. Наиболее частой причиной неустойчивости внимания является недостаточная познавательная активность.
Таким образом, специфика внимания младшего школьника заключается в преобладание непроизвольного типа внимания над произвольным. Процессы возбуждения и торможения в коре полушарий головного мозга сменяются у младших школьников довольно быстро. В этом возрасте им трудно сосредоточиться на одном объекте. Внимание у них отличается переключаемостью и отвлечением.
Если в дошкольном возрасте для привлечения внимания имеет значение качество раздражителей (сила, яркость т.д.), то у младших школьников всё большее и большее значение имеет соответствие объекта внимания их внутреннему состоянию и прошлому опыту.
Нужно сказать, что обучение ребёнка в школе, сам процесс получения знаний, – всё это способствует быстрому росту у школьников 2–3 классов произвольного внимания, развивающегося у них, главным образом, на основе возникающих интересов, в частности интереса к учебным занятиям.
Перейдем от характеристики понятия «внимания» к терминам «познавательная активность» и «познавательная деятельность».
Познавательная активность – качество деятельности, в котором проявляется, прежде всего, отношение ученика к предмету и процессу деятельности. На первое место среди всех условий роста познавательной активности следует поставить формирование у учащихся положительных мотивов учения. Особое внимание необходимо уделять развитию познавательного мотива.
В основе познавательного мотива лежит познавательная потребность. Именно ее и нужно формировать, так как потребность является первопричиной всех форм поведения и деятельности человека.
Потребность теснейшим образом связана с наличием у школьников устойчивых познавательных интересов.
Область познавательного интереса — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Именно интерес играет основную роль в поддержании и развитии познавательной активности.
Если ученик пассивно слушает товарищей или длинные объяснения преподавателя, устойчивость его внимания быстро падает, и он легко отвлекается. Если же обучающиеся заняты интересным делом, если работа требует от них не только слушания, но и решения каких - то задач, если учащиеся ведут на уроке активное наблюдение и действуют практически с учебным материалом, внимание их получает огромную поддержку. «Умственная активность, поддерживаемая практическими действиями, является основой устойчивого внимания» [13, с. 50].
Если же ученик занят однообразной исполнительской работой, а на вопросы преподавателя имеет давно готовые ответы, внимание его неизбежно будет легко отвлекаться. Внимание поддерживается мышлением. Если на занятии нет пищи для мышления, для активного думания, педагог не может ожидать и устойчивости внимания слушателей, сколько бы раз он ни обращался к ним с призывом быть внимательными.
Для поддержания внимания учеников на занятиях необходимо соблюдать определенные условия организации учебной деятельности:
- хороший темп занятия и продуманная его организация. Отсутствие «пустого» времени, которое преподаватель часто тратит на запись на доске, подготовку пособий;
- четкость, доступность и краткость пояснений, инструкций, указаний, которые преподаватель дает до работы и не повторяет во время выполнения задания. Отсутствие лишних разговоров преподавателя с обучающимися;
- максимальная опора на активную мыслительную деятельность учеников (подбор разнообразных и посильных задач на сравнение, обобщение, подбор примеров, выводы);
- бережное отношение преподавателя к вниманию своих учащихся: необходимо помнить, что громкие замечания отдельным учащимся в то время, когда все уже работают, дополнительные запоздалые пояснения, ненужное хождение учителя по классу быстро нарушают внимание учащихся;
- разнообразие видов и форм работы, подчиненных основной задаче и теме урока;
- включение в учебную работу всех учащихся не только во время выполнения письменных заданий, но и при обычных устных упражнениях, активизация инициативы учеников: подбор ими разнообразных примеров, способов решения учебных задач, объяснений наблюдаемого факта. [14, с. 16].
Итак, внимание – психический процесс, способный воздействовать на эффективность усвоения учебного материала. В методике преподавания любого учебного предмета педагог должен опираться на познавательные интересы учащихся для развития внимания. Организация работы по изучению предмета должна быть построена таким образом, чтобы были задействованы все виды внимания и совершенствовались его основные свойства.
Новости образования:
Обучающие игры для предметов гуманитарного цикла
Ключевым моментом подавляющего большинства инновационных технологий является игра. Она занимает особенное место среди средств активизации учебного процесса. Исследования показывают, что, включаясь в игровые ситуации, ученики значительно меньше утомляются, чаще испытывают положительные эмоции и удов ...
Протест
На третьем-четвертом году жизни мир ребенка, характеризующийся его неотделимой от взрослого позицией, превращается в мир «Я», для построения которого необходима выработка собственной внутренней позиции ребенка. Для того чтобы впоследствии установить новые, более высокие взаимоотношения с окружающим ...
Задачи и содержание работы по формированию грамматического строя речи
Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях: он обозначает, во-первых, грамматический строй языка, во-вторых, науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи рассматривает вопросы усвоения детьми в речевой практике именно грамматическог ...