Опыт использования лингвистических игр с целью активизации внимания и повышения интереса к русскому языку

Педагогические практики » Влияние лингвистических игр на активизацию внимания и развития интереса к русскому языку у младших школьников » Опыт использования лингвистических игр с целью активизации внимания и повышения интереса к русскому языку

Страница 2

8) Узнайте в охапке цветок. БФЛУКОЕКТС.

9) Кто съел весь сыр? СЕМЫРШАКЯА.

Ответы. 1) Драхма – сарафан; 2) сестра – племянник; 3) школа – незнайка; 4) четыре – восемь; 5) август – среда; 6) двойки – лодырь; 7) добрый почтальон; 8) букет – флокс; 9) серая мышка.

4. Игра «Шифровальщики».

Смысл игр заключается в добавлении определенного слога после каждого слога шифрованного предложения. Например: «Курапираморалоракора» – «Купи молоко». Игра требует сосредоточенного внимания и позволяет научить детей делить слова на слоги.

Игры для развития устойчивости и распределения внимания:

1. Игра «Запретное слово». Ведущий задает вопросы, а игроки отвечают. Ответы могут быть разными, только нельзя произносить одно запретное слово, о котором ведущий заранее договаривается с детьми, например, слово "нет ". Детей предупреждают, что нужно быть предельно внимательными, так как ведущий постарается их подловить. После этого задаются вопросы. Например, " Ты спишь в ванной? ", " Снег белый?", "Ты умеешь летать? " и т. п. Ребенок должен найти такую форму ответов, чтобы выполнить правила игры, Ошибкой считается, если названо запретное слово или на вопрос не дан ответ. Как только ребенок ошибается, то выходит из игры. В этой игре выигрывает тот, кто правильно отвечает на большее количество вопросов.

2. Игра "Волшебное слово". Перед игрой ведущий договаривается с детьми, какие же слова они будут считать «волшебными». «Волшебными» можно считать слова на букву «М» или на любую другую букву (тогда игра будет одновременно развивать фонематический слух ребенка), а можно - обозначающие птиц, домашних животных и т.п. Ведущий рассказывает историю или произносит подряд любые слова. При произнесении «волшебных слов» дети должны встать, кто не встал, тот выходит из игры.

3. Игра «Пишущая машинка» проводится при проверке знания словарных слов. Каждому ученику учитель присваивает название одной из букв алфавита. Затем придумывает слово. По сигналу ученики начинают «печатать» слово, первая «буква» слова хлопает в ладоши, затем вторая и т. д. Когда слово будет правильно «напечатано», все вместе хлопают в ладоши.

Кроме развития внимания, систематическое использование игровых приемов на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную познавательную деятельность младших школьников, позволяя учителю разнообразить урок, делать его ярким, эмоциональным.

Педагогами применяются следующие группы лингвистических игр (Примеры, краткое содержание и цели игр каждой группы предложены в Приложении 1):

Игры на развитие звуковой культуры речи (фонетические игры).

В эту группу входят различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха, умение правильно определить место звука в слове, словосочетании, предложении либо подобрать слова с заданным звуком. Также сюда относятся игры и упражнения на определение количества слогов в слове или на развитие умение подобрать слова с заданным количеством слогов.

Прежде всего, ребенок должен овладеть звуковым стилем языка, правильным звукопроизношением, целенаправленно усваивая систему ударений в словах, интонационный настрой родного языка.

При анализе звукового состава слова важно научить ребенка произносить слова особым образом - с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван отдельно. Например, слово «морж» дети произносят «м-м-морж», если им нужно выделить первый звук и т.д. Это действие подчеркнутого протягивания отдельных звуков помогает детям научиться производить полный звуковой анализ слова, свободно ориентироваться в звуковом его составе. А это способствует успешному овладению чтением и письмом.

Определенные трудности возникают и в произношении отдельных звуков. Например, усвоение артикуляций согласных [р], [л], [ш], [ж], иногда – [г], [к], [х].

Приведенные в Приложении 1 фонетические игры учат детей выделять звуки из слов, давать анализ звуковой и слоговой структуры, различать звуки в близких по звучанию словах (глухие - звонкие, твердые - мягкие), осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонацию речи.

Графические игры

Их цель - научить детей переводить звучащую речь в письменную. Начинается это с изучения облика букв, а кончается умением расположить буквы в алфавитном порядке, обозначить звуки буквами, составить слова из букв и слогов.

Страницы: 1 2 3 4

Новости образования:

Апробация занятий из разработанного цикла. Описание опыта
Разработанные мною занятия графическими материалами рассчитаны на внедрение в детскую художественную школу. Но на производственной практике я попала в другие условия, в школу № 700, в которой и проводила апробацию занятий. Для проведения занятий с младшими школьниками было необходимо перестроить за ...

Обучение одаренных детей
При выявлении детей с незаурядными умственными возможностями встает проблема: чему и как их учить, как способствовать их оптимальному развитию. Программы для одаренных должны отличаться от обычных учебных программ. Хотелось бы, чтобы обучение таких детей отвечало их главным потребностям. Одаренные ...

Понятие общения в психологической и педагогической теории
Проблема слова, речи, искусства воздействия говорящего на слушателей имеет давнюю, насчитывающую более двадцати столетий историю. Многие важные вопросы этой проблемы были в самом общем виде поставлены и рассмотрены еще Цицероном. Именно ему принадлежит заслуга определения основных коммуникативных з ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru