Таблица 3
Сводная таблица результатов наблюдений за интересом к русскому языку (наличие положительной мотивации)
Русский язык |
Показатели наблюдения | |||||
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. | |
Исходная мотива-ция |
Процессуальная мотивация |
Результирую-щая мотивация | ||||
Желание посещать занятия (+) или отсутст-вие такого желания (-) |
Отношение к средствам действия: положитель-ное (+) или отрицатель-ное (-) |
Наличие отвлечений во время занятий, их количество за занятие |
Наличие высказыва-ний, выражающих положитель- ное (+), отрицатель-ное (-) либо безразличное (0) отношение к занятиям |
Общая активность на занятиях: увлеченность содержанием занятия(+), отсутствие увлеченности (-) |
Желание позаниматься еще после окончания занятия (+) или отсутствие та кого желания (-) | |
Констати-рующий |
67% |
50% |
66 раз |
41% |
45% |
23% |
Контроль-ный |
77% |
91% |
38 раз |
68% |
86% |
32% |
Рисунок 5. Динамика положительной мотивации к урокам русского языка
Диагностика показала увеличение исходной мотивации на 10%, это свидетельствует о том, что 17 детей класса желают посещать уроки русского языка. Наибольший прогресс заметен по параметру «отношение к средствам действия», он вырос почти в два раза - с 50 до 91%. Детям понравились используемые на уроках русского языка лингвистические игры и игровые упражнения. Об этом говорит и уменьшение количества отвлечений на уроке (с 66 до 38), а также рост положительных высказываний об уроках русского языка (С 41 до 68%). Значительно повысилась и активность детей, в решении занимательных загадок и кроссвордов принимали участие дети, ранее редко по своему желанию участвующие в ходе урока.
Замечен рост и последнего показателя, хотя пока на небольшую величину (с 23 до 32%). Это говорит о необходимости продолжить работу в выбранном нами направлении.
Таким образом, мы можем констатировать рост всех показателей по сравнению с констатирующим экспериментом. Это говорит о том, что использование лингвистических игр и упражнений на уроках русского языка действительно служит повышению эффективности развития внимания и активизации интереса к данной дисциплине у младших школьников.
Проведенная нами диагностика на выявление уровня развития внимания и интерес к урокам русского языка показала, что такие характеристики внимания как объем, концентрация и переключаемость сформированы у младших школьников в недостаточной мере, как и интерес к данной дисциплине, который находится на крайне низком уровне.
Результаты диагностики показали необходимость использования на уроках лингвистических игр, которые бы позволили повысить уровень развития перечисленных свойств внимания и активизировать познавательную активность детей на уроках русского языка. С этой целью нами был проведен формирующий эксперимент.
В ходе эксперимента дидактические игры и задания использовались нами на этапах изучения, повторения, обобщения и закрепления материала урока. Были задействованы игры различных видов для разминки, обогащения словарного запаса детей, так и игры, связанные тематически с материалом урока.
На завершающем этапе была проведена повторная диагностика, которая показала повышение уровня развития характеристик внимания, а также значительный рост познавательной активности к урокам русского языка. Сопоставление результатов, полученных в констатирующем и контрольном экспериментах, позволяет нам утверждать, что использованная в этом классе методика использования лингвистических игр была эффективной. Так почти в 2,5 раза увеличилось количество детей с высоким и, в среднем в 2 раза, уменьшилась численность детей с низким уровнем объема внимания, практически в два раза повысилось количество детей с высоким уровнем концентрации и переключаемости внимания. Отмечен и рост познавательной активности на уроках русского языка, что выражается, например, в значительном повышении (с 50 до 91%) такого параметра как отношение к средствам действия, то есть к используемым нами на уроке лингвистическим играм.
Новости образования:
Игра
Игра – это единственная деятельность, с помощью которой сначала взрослый «войдет» в мир ребенка, а потом оттуда «поведет» его в свой взрослый мир. Качественное отличие этой точки зрения от общепринятых в социальной психологии состоит в том, что детство – это не просто подготовка к будущей взрослой ...
Информатизация системы российского образован
Единая информационно-телекоммуникативнная система (ЕИТС) РФ создается, в принципе, для реализации концепции опережающего образования, идея которого, предложенная академиком А.Д. Урсулом, имеет важнейшее значение для развития современного образования. Суть этой идеи заключается в обеспечении опережа ...
Характеристика современных тренировочных программ
по увеличению уровня специальной тренированности в предсоревновательный период
В поурочной учебной программе для детско-юношеских спортивных школ по баскетболу предусмотрено распределение часовой нагрузки на все виды подготовки юных баскетболистов. Далее будет рассматриваться распределение учебных часов на учебно-тренировочную группу второго года обучения. Всего по плану пред ...