Таким образом, результаты проведенных экспериментов, сопоставление данных, полученных в контрольном эксперименте, с данными констатирующего эксперимента позволяют сделать вывод об эффективности предложенной нами методики использования лингвистических игр на уроках русского языка в начальной школе.
Тема нашей квалификационной выпускной работы «Лингвистическая игра как прием активизации внимания младших школьников и средство воспитания интереса к русскому языку».
Исследование проблем, связанных с недооценненостью у педагогов роли лингвистических игр в развитии внимания и познавательной активности, подтвердило их актуальность. Сегодня одной из серьезнейших проблем начальной школы является резкое падение интереса к русскому языку. Материал по этой дисциплине сложен для понимания младшими школьниками, а поэтому и не вызывает у них должного интереса. Именно поэтому существует потребность в специально разработанной методике использования такового вида дидактических игр как лингвистические на уроках русского языка.
В первой главе исследования нами были рассмотрены характеристики внимания, позволяющие организовать познавательную деятельность младшего школьника, а также изучен опыт использования различного вида лингвистических игр на уроках русского языка, который показал, что игры не только помогают учащимся усвоить грамматический материал, но и активизируют интерес учеников к предмету.
Экспериментальная проверка подтвердила эффективность использованных нами лингвистических игр и игровых упражнений.
Во второй главе исследования описано исследование, в ходе которого мы пытались доказать, что внимание и интерес к русскому языку будет развиваться эффективнее, если систематически и целенаправленно использовать лингвистическую игру как метод и прием обучения, а также создавать с ее помощью проблемную ситуацию. Кроме того, необходимо в процессе обучения использовать различные виды лингвистических игр.
В ходе констатирующего эксперимента была проведена диагностика уровня развития таких характеристик произвольного внимания как объем, концентрация и переключаемость, исследованы различные виды мотивации к изучению русского языка. Результаты констатирующего эксперимента выявили средний уровень сформированности характеристик произвольного внимания и низкий уровень интереса к этой дисциплине, что еще раз подтвердило актуальность систематического использования дидактических игр на уроках русского языка.
На этапе формирующего эксперимента в 3 классе «А» были проведены несколько уроков по темы «Лексика» с использованием в качестве приема обучения различного вида лингвистических игр и заданий. Основной целью экспериментального обучения было не только усвоение учебного материала, а в первую очередь активизация внимания и повышение мотивации к изучению русского языка.
Исследование обнаружило, что результаты контрольного эксперимента значительно возросли по сравнению с констатирующим. Выдвинутая нами гипотеза была подтверждена, однако для ее полной достоверности необходим более длительный период времени использования в учебной деятельности лингвистических игр. Если применять игры на протяжении всего начального обучения, несомненно, они будут способствовать повышению интереса к русскому языку и учащиеся, переходя в среднее звено, будут проявлять гораздо больший интерес к данному предмету и получать более глубокие знания в этой области.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что лингвистические игры необходимы для начальной школы, и использовать их надо в системе, на разных этапах урока русского языка, включать в них различные виды деятельности школьников, применять игры при изучении сложного, трудного для понимания материала. Необходимо разрабатывать целые комплексы игр по определенным темам, для более систематизированного их использования.
Игра – это незаменимый инструмент в развитии личности младшего школьника, с помощью которого можно повысить интерес к русскому языку и сделать этот предмет более «живым» и увлекательным.
Новости образования:
Структура проблемного урока
Структура урока изучения нового материала. первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся. указание на то, что учащиеся должны запомнить. мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти. сообщение либо актуализация техник ...
Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника с взрослыми
В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от родителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влияние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальн ...
Формирование толерантного отношения
Основной формой отражения человеком окружающей его действительности является отношение. В своей работе мы рассматриваем толерантность как особое отношение. Психически отношения представляют собой систему индивидуальных, избирательных, осознанных или неосознанных связей индивида с различными фактора ...