Первый шаг в подсчете критерия Т – вычитание каждого индивидуального значения на констатирующем этапе из значения на контрольном этапе. Мы видим из таблицы 12, что 19 полученных разностей - положительны, отрицательных нет. Сформулируем гипотезу, предполагающую несущественность сдвига этого показателя в сторону снижения.
Сформулируем гипотезы:
Н0 – интенсивность сдвигов в сторону повышения суммарного показателя профессиональной готовности старшеклассников не превышает интенсивности сдвигов в сторону её уменьшения.
Н1 – интенсивность сдвигов в сторону повышения суммарного показателя профессиональной готовности старшеклассников превышает интенсивность сдвигов в сторону её уменьшения.
На следующем шаге все сдвиги, независимо от их знаков проранжируем по выраженности. В таблице 12 в четвертом слева столбце приведены абсолютные величины сдвигов, а в последнем столбце (справа) – ранги этих абсолютных величин. Меньшему значению соответствует меньший ранг.
Типичный сдвиг – положительный.
Нетипичный сдвиг – отрицательный.
В таблице 11 нетипичные сдвиги и соответствующие им ранги выделены цветом. Сумма рангов этих сдвигов и составляет эмпирическое значение критерия Т:
Т = ΣRr
Где Rr – ранговое значение сдвигов с более редким знаком.
Итак, в данном случае, Tэмп= 0. Определяем критические значения Т для данного числа испытуемых согласно таблице Вилкоксона:
n = 19
Построим «ось значимости» (рис. 11).
Рис. 11. Ось значимости
В данном случае эмпирическое значение Т попадает в зону значимости: Тэмп < Tкр (0,01) < Tкр (0,05), следовательно типичный сдвиг является достоверно преобладающим по интенсивности.
Новости образования:
Практические рекомендации по развитию мотивации к изучению химии
Учебная деятельность, как и любая другая человеческая деятельность, побуждается мотивацией. Современная психология рассматривает мотивацию как процесс побуждения человека к совершению тех или иных действий и поступков. Побудительным мотивом учебной деятельности является познавательная потребность, ...
Психолого-педагогические особенности взаимодействия
с родителями по экологическому развитию детей старшего дошкольного возраста
Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в детском саду должна сочетаться с работой семьи в данном направлении, поскольку именно семья даёт первый опыт взаимодействия с природой, приобщает к активной деятельности, показывает отношение к объектам растительного и жив ...
Экспериментальное исследование:
процедура, результаты и их обсуждение
Экспериментальное обоснование концептуальной модели психического развития детей дошкольного возраста осуществлялось на базе ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 и ГОУ детский сад № 761 Восточного окружного управления Департамента образования г. Москвы. Основными методами исследования были: ...