· экскурсия без наглядности, иллюстративности не может быть экскурсией
· лекция без вербально-проблемной подачи материала абсурд
· игра без упражнения, накопления и закрепления опыта бездейственна и.т.п.
Инвариантные формы образовательной деятельности с точки зрения включения их в школьную систему рассматриваются в теории достаточно линейно:
· урочно-классная подсистема школьной жизни традиционна как форма и мало-вариативна по методике взаимодействия ученик-педагог
· внеклассная подсистема школы может включать элементы дополнительного образования и воспитания через вариативные формы, методы и приемы взаимодействия ученик-педагог: факультативы, кружки, студии, олимпиады, викторины, походы, театрализованные вечера и т.п.
Внеклассная подсистема расширяет границы образовательно-воспитательной конструкции, позволяя активно использовать нетрадиционные формы работы с аудиторией как форму и как метод. Урочно-классная подсистема инвариантную методику применяет на уровне эксперимента, что снижает ее эффективность в стремлении перевести менторский тон привычной урочной схемы к индивидуально-осознанному поддержанию постоянно растущей любознательности на уровне интереса к познавательному процессу. Это тем более удивительно, что рассмотрение образовательно-познавательного потенциала различных путей повышения эффективности решения познавательных задач это одна из постоянно-рассматриваемых тем. Рассмотрим потенциал нескольких форм, которые с нашей точки зрения, могут являться не только методами урочно-классной системы, но и вариатизировать саму форму урока.
Экскурсия – это одно из средств коммуникации, в процессе которой возникает диалог субъекта и объекта посредством зрительного (наглядного), моторного и вербального восприятия. Экскурсия – это выход, выезд, выступление, путешествие с определенной и к определенной цели, когда учащийся «встречается» с объектом изучения в естественной обстановке, среде его обитания. Положительный потенциал экскурсии заложен в:
· соборности экскурсионной формы: в процесс познания включается не один объект при всей его многомерности, а среда обитания объекта (т.е. в системе), его ретроспективный анализ, комплексное использования уже имеющихся знаний различных направлений
· подтверждение истинности фактологической информации на основе встречи с подлинными объектами в естественной для них обстановке
· эвристичность – радость самостоятельного открытия объекта в его системности
· индивидуальность восприятия, основанная на яркости впечатлений, рождения новых навыков, раскрытие нереализованных в обыденной жизни качеств личности (психология путешественности)
коллективность восприятия информации, что способствует естественной социализации личности.
Главная черта экскурсии – ее комплексность: при всей тематической разнородности (географические, исторические, ландшафтные, этнографические, природные, бытовые и т.п.) все экскурсии носят культурологический характер: невозможно видеть один объект и не заметить, оценить со-объект, входящий в системы жизнедеятельности объекта.
В экскурсии заложено «школярство», что позволяет считать ее неотъемлемым элементом образовательного процесса (обучения и воспитания). Это прочитывается в самом термине:
«ex» – экстренное, выходящее за рамки повседневности (привычной школьной действительности); «curcus» – постоянное течение, основная линия (сама школьная система, форма урока). Это позволяет использовать экскурсию как обязательную форму обучения или как основной метод формы «урок-экскурсия». Но экскурсия, исходя из своей «экстренности» не может стать единственной формой обучения, которая повторяется из дня в день. Экскурсия должна быть введением, проверкой, закреплением, т.е. выполнять:
· функции развития познавательной любознательности (проблемно-исследовательский метод)
· проверкой информации на уровне поиска доказательности истинности информации через подлинный предметный ряд
· закреплением через решение практических заданий в среде существования объекта изучения
· творчески-преобразующая функция экскурсии позволяет увидеть то, что следует преобразовать, способствовать эстетическому развитию или введению новых объектов в экскурсионный процесс.
Новости образования:
Молодёжные полиэтнические сообщества как социально-педагогические системы
развития культуры межнациональных отношений
Культура, в отличие от первозданной природы и происходящих в ней явлений, есть феномен «рукотворный», созданный руками, умом и душой человека, человечеством. Среди этих человеческих творений сложилась и культура отношений между различными народами, нациями и людьми различных национальностей (этносо ...
Психологические и педагогические аспекты развития коммуникативных свойств
личности
В ходе освещения темы общения, содержание темы коммуникативности или же совместного действия, оказывается не доведенным до конца, до результата, который преследуется нами в процессе исследования. Незаконченность общения может быть обусловлена объективными и субъективными причинами. Объективные или ...
Учёт психологических особенностей подростков в патриотическом
воспитании
Учащиеся 15 – 18 лет проявляют высокую социальную активность, выражающуюся не только в стремлении получить, возможно больше разнообразной информаций и знаний, но и желание участвовать в общественной жизни учебного заведения.
[
30
] Палагина Н.Н. считает, что чувство взрослости подталкивает подростк ...