Экспозиционная работа — построение музейных экспозиций и выставок для передачи специфической музейной информации. Ее задача — вводить в образовательно-воспитательный оборот фонд музейных предметов.
Научно-просветительная работа осуществляется на основе музейных экспозиций в формах экскурсий, лекций, консультаций, тематических мероприятий и т. д.
Итак, музей — это научно-исследовательское и научно-просветительное учреждение, выполняющее на основе музейных предметов функции документирования, образования и воспитания. Социальные функции музея осуществляются в процессе комплектования, учета, хранения, изучения, экспонирования и пропаганды музейных собраний.
Содержание социальных функций и деятельности музея обусловлено конкретными общественно-историческими условиями.
Музей часто сравнивают со школой, поскольку общеизвестна его ориентация на педагогические функции. Правда, школа эта необычная, так как пришедший сюда не только получает знания, но и учится быть личностью. И закончить её невозможно, ведь и ребёнок, и взрослый, посещая музейные залы, открывают для себя нечто новое, неизвестное из того, что создано творческим гением человечества. Постигать эти сокровища можно всю жизнь.
На отечественных исследователей и практиков образования музейными средствами имели влияние воззрения известного философа Н. Ф. Фёдорова, считавшего музеи нравственно-воспитательными учреждениями, активно влияющими на цели и смысл человеческой деятельности. В своей работе «Музей — его смысл и назначение» Фёдоров называл музеи «высшим учреждением единства». Учёный видел в них институт социальной памяти и способ воплощения прошедшего в настоящем. Храня память «об отцах», их вещах и деяниях, возвращая к жизни «останки отжившего», музей образовывает душу. Не случайно, по мнению Фёдорова, музей, воплощая в себе собор, хранилище, школу, должен быть всем своим содержанием открыт для всех граждан, независимо от уровня образования и социального положения. В образовательном значении музея — «высшей инстанции общества» — философ выделял три основные функции: исследование, учительство и деятельность, совокупная реализация которых будет способствовать формированию духовности и творческих начал.
Дополняя Фёдорова, хранитель Румянцевского музея в Москве Н. И. Романов рекомендовал включать в осмотр небольшое количество произведений, что способствует решению следующих методических задач:
- Посредством беседы «сократического» характера побудить переживание воспринимаемого произведения.
- На основе переживаний зрителя выяснить особенности художественной формы произведения и его стиль.
- Закрепить в сознании зрителей результаты экскурсии путём самостоятельной работы (рефераты и т.п.).
Реформа музеев в 1918 году была напрямую связана с реформой образования, с концепцией новой трудовой школы. Ориентация новой школы на формирование гармонической, созидательной личности требовала разработки теории художественного воспитания с опорой на соответствующую методику экскурсионной работы в музеях. Крупнейшим специалистом в этой области был теоретик и историк искусства, критик и выдающийся педагог того времени А. В. Бакушинский. Рассматривая образовательную деятельность музея как педагогический процесс, А. В. Бакушинский исходил из строгого соблюдения возрастной специфики зрителя, в котором видел не «объект воздействия», а, прежде, всего партнёра. Он уделял большое внимание роли преподавателя, ставя перед ним три обязательных условия:
- Уметь самому пережить произведение искусства.
- Знать историко-искусствоведческий контекст произведения.
- Иметь психологический подход к группе.
Он считал необходимым создать систему в области отечественного художественного воспитания, цель которого — формирование свободной творческой личности, способной к преобразовательской деятельности. Им были определены и условия достижения этой цели:
- опора на потребности ребёнка, исходя из специфики его возрастного развития;
- сотрудничество с учителем;
- главное в постижении произведения искусства проживание художественного образа.
Новости образования:
Педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни
Глубокое и многогранное педагогическое наследие подвижников Глинской пустыни, которую преподобный Серафим Саровский называл «высшей школой духовной жизни», включает не только различные аспекты семейного и школьного воспитания подрастающего поколения, но и высшие проявления православной педагогики: ...
Изображение Богоматери и Младенца
Икона передаёт полное нежности общение Матери и Ребёнка. Мария предвидит страдания Сына в Его земном пути. Отличительная особенность Владимирской иконы от прочих икон типа Умиление: левая ножка Младенца Христа согнута таким образом, что видна подошва ступни, «пяточка», по этой детали можно всегда о ...
Понятие, структура и виды деятельности, ее влияние на
формирование толерантности
Деятельность можно определить как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способности. ...