Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Санкт - Петербургская городская художественная школа" осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам. Я буду рассматривать в этой работе учебную программу по дисциплине "Рисунок".
В приложении к данной учебной программе описано как строится обучение в художественной школе на протяжении четырех лет обучения ребенка в ней:
Рисунок, как дисциплина в детской художественной школе, является одним из главных предметов, который является основой при изучении живописи и композиции.
Задания строятся таким образом, что дети начинают изучать окружающий их мир с простых предметов и постепенно, по мере обучения задачи усложняются.
Обучение начинается с изучения конструкций и пропорций предметов на примере объектов, имеющих цилиндрическую или конусообразную форму.
Когда учащиеся накапливают какой-то опыт построения и передачи пропорций, они переходят во второй класс, где изучают гипсовые геометрические тела и орнаменты.
Все работы начинаются с композиции в листе, наиболее выгодного распределения предметов на листе.
На уроки рисунка учащиеся должны приходить с набором простых свинцовых карандашей. Создание изображения начинается с работы твердым карандашом, потом происходит переход к более мягким.
Наброски с натуры в 1 и 2 классах делаются мягким карандашом. В 3 и 4 классах разрешено делать наброски кистью, пером, палочкой и тушью.
Итак, из выше написанного следует то, что в основном работа в школе по дисциплине рисунок осуществляется с помощью карандашей разной мягкости. И в 3, 4 классах детям разрешается делать наброски кистью, пером, и тушью.
Далее я бы хотела внимательнее рассмотреть все программы по каждому классу, по каждой четверти и проанализировать каждую из них.
Анализ программы по дисциплине "Рисунок" 1 класса
В первой четверти дети знакомятся с основами рисунка, с инструментами, которыми они будут работать (карандаши различной мягкости, стирательная резинка, формопласт и т.д.), развивают глазомер, учатся проводить ровные, перпендикулярные линии, центральные оси, учатся штриховать, правильно передавать пропорции. В начале четверти основным средством выражения в работах детей является линия. Она помогает выявлять конструкцию всех изображаемых предметов и их характер. Во всех заданиях делается упор на рисование четкой конструкции предмета со всеми построениями и осями.
К концу четверти детям предлагается рисовать объемные предметы.
Во второй четверти детям необходимо передавать объемы предметов с тенями и рефлексами. Сами предметы становятся сложнее - появляются дополнительные вещи, которые ставятся рядом с простыми предметами (яблоки, ложки). Необходимо работать с фоном. Главной целью заданий является передача пропорций, объема и конструкций изображаемых предметов.
В третьей четверти дети знакомятся с таким понятием в изобразительном искусстве, как перспектива. Новые задания помогают развить глазомер ребенка, его пространственное мышление, научиться компоновать изображение в листе.
Завершающая первый год обучения, четвертая четверть включает в себя усложненные задания. Натюрморты приобретают больше дополнительных деталей. Становится более важным умение изображать правильно построенные предметы на горизонтальной плоскости. В этой четверти появляется задание, в ходе выполнения которого, у школьников развивается наблюдательность (рисование предметов по памяти). По-прежнему очень важно построение каждого предмета, компоновка их в листе.
В первом классе художественной школы большой упор делается на задания с построением на протяжении всего учебного года. Большое внимание уделяется пропорциям и перспективе, построению простых бытовых предметов.
Анализ программы по дисциплине "Рисунок" 2 класса
Ведущей работой в первой четверти второго класса является рисование с проволочных моделей, геометрических тел. Впервые детям предлагается рисование геометрических тел с определенным освещением - возникает работа с тенями, все больше дети работают с объемами предметов. Рисованию фигур с натуры также уделяется больше внимания, и, следовательно, часов.
Во второй четверти дети продолжают закреплять полученные ранее умения и навыки в передаче конструкции, объема и пропорций.
Принципиально новым в третьей четверти является появление в детских работах драпировки, которую сначала они делают отдельно, а затем в сочетании с предметами быта. Драпировки также как и предметы, которые рисуются детьми, должны иметь построение складок. По-прежнему важна работа с конструкцией и пропорциями. Пространственное мышление продолжает развиваться путем рисования драпировок на разных плоскостях. Рисование с натуры усложняется тем, что необходимо передать характер изображаемой модели.
Новости образования:
Понятие воображения. Виды воображения. Функции воображения
Воображение – это присущая только человеку, возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Воображение является высшей психической функцией и отражает действительность. Однако с помощью воображения осуществляется мыс ...
Техника безопасности при проведении химических демонстраций
Для успешного осуществления химического эксперимента необходимо знать и соблюдать правила техники безопасности. Согласно «Правилам техники безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ» при проведении демонстрационных опытов необходимо выполнять требования: 1. Обучающимся, которым по со ...
Общие понятия о процессе
обучения истории и его компоненты
Накопление личного и коллективного опыта обучения, обмен им и практическое его использование возможны только потому, что в обучении в разных классах и школах проявляются общие зависимости между содержанием и приемами обучения, с одной стороны, и его образовательно-воспитательными результатами - с д ...