Познавательные
сообщения ‑ это такие, ожидаемый результат от которых ‑ расширение знаний и углубление понимания партнёрами по общению друг друга, окружающей действительности, житейских и научных фактов, понятий и теорий.
Мотивационно-личностные
сообщения ‑ это такие, ожидаемый результат от которых выражается в появлении у другого мотивов деятельности и эмоционально-личностного отношения к томy, что в сообщении содержится, или к другим предметам и явлениям жизни (похвала, порицание, демонстрация восхищения, удивления, огорчения и различного рода оценочные суждения).
Ожидаемый результат от инструментальных
сообщений ‑ снятие у партнёра по общению состояния неопределённости при выборе действий и организация самих действий и поступков (рекомендации, советы, инструкции, указания, распоряжения и приказания) [62], [63].
В любом человеческом сообществе межличностное общение предоставляет неограниченные возможности для взаимного обогащения входящих в них людей. Не случайно французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери называл человеческое общение поистине настоящей роскошью. Когда же сообщество включает в себя людей различных национальностей, то эта роскошь многократно возрастает, ибо представитель каждого этноса концентрирует в себе какую-то часть богатств культуры своего народа, во многом отличной от культуры других народов. Эти богатства и отличия кристаллизовались в народах в течение многовековой истории их развития, а каждый его представитель несёт в себе культуру своего этноса в форме «коллективного бессознательного» (К.Юнг).
Об особенностях культур разных этносов, населяющих Россию, достаточно подробно написано в книгах современных этнографов, этносоциологов, этнопсихологов и этнопедагогов [4], [6], [7], [8], [13], [14], [15], [16], [25], [26], [27], [29] [30], [31], [35], [36], [38], [39], [46], [47], [50], [64], [68], [73], [75], [82], [83], [84] и др. Составной частью культуры каждого народа являются и их воспитательные традиции. Так, к примеру, И.С.Портнягин описал воспитание якутов в контексте их национальной философии Кут-Сюр и учения Айыы. Это учение – «совокупность педагогических идей и воспитательного опыта, выработанного народом саха на протяжении всей истории с тыгыновских времен до наших дней. Оно дает возможность народам Севера не только сохранить культуру и особенности этнического характера, но и сочетать их с современностью без отрыва от природы.
Источником учения Айыы явилось устное народное творчество. Устный «моральный кодекс» существовал в сказках, эпосе, пословицах. Молодой человек должен быть скромным, честным с прямым нравом ‑ «подобным огню», мудрым ‑ «мать родит голову, время ‑ мудрость, мудрость ‑ все». Рекомендации учения Айыы учитывают всё, что нужно человеку Севера, ведь этническая педагогика базируется на традиционном образе жизни, любви к природе, что укрепляет национальное самосознание, духовность, то есть «кут-сюр» народа» [88
Говоря о воспитании подростков и юношей среди «оленных» людей (коряков, чукчей и других народов российского Крайнего Северо-Востока), Ю.С.Салин пишет: «Вот как растут и мужают дети кочевников. Если подростка готовят к роли ночного дежурного, его учат бороться со сном. Умение подолгу не спать – главное достоинство пастуха, сонливость – самая постыдная слабость. Чтобы до утра не сомкнуть глаз, мальчик не должен садиться. Отдыхать можно лишь на корточках. Непослушным, изнеженным преподносят суровые уроки. … Взрослые, как только увидят, что ты заснул, уйдут потихоньку сами и табун уведут. Затаятся где-нибудь, не шумят, костёр не разводят. Страшно … Один, всеми заброшенный, такой маленький, слабенький, где искать, куда идти?
Новости образования:
Основные стороны спортивной тренировки
Классификация техники игры – это распределение всех её приёмов по разделам и группам на основе определённых признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначения приёма в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без меча), а так же особенн ...
Методики проведения исследования и разработки мультимедийного
учебно-методического пособия
Методика: "Что важнее?" Авторами данной методики являются В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева. Цель: определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ) Ход выполнения. Учащимся предлагается анкета, каждые пять качеств которой характеризуют отношения к учебе (1, 6, 16, 18, 25), стиль пов ...
Самоанализ профессиональной педагогической позиции личности
педагога-воспитателя
Если посмотреть в целом на функциональное назначение самоанализа, то обнаружится, что он является своеобразной визитной карточкой профессионализма педагога-воспитателя, уникальным способом его самодиагностики, инструментом опосредованной оценки уровня сложившейся у воспитателя профессиональной педа ...