Ученики, даже знакомые с оленеводством понаслышке, обычно оказываются способными, науку осваивают с первого-второго раза».
Или вблизи нерестилищ лосося, где полно медведей, отец посылает подростков искать отбившихся оленей. «Идти боязно, а как отказаться? Что о тебе тогда подумают? За каждым кустом останавливаешься, вслушиваешься, высматриваешь не оленей, а медведей! … Когда на перекочёвке идёшь с грузом, отец то и дело спрашивает: «Не устал?». Но ты же знаешь, что нельзя сознаваться. Проголодался – можно сказать, замёрз – тоже . Но «устал» – слово запретное. Вот и тащишься, спотыкаешься. А отец снова: «Ну, как?». – «Да ничего». – «Ну, тогда пошли дальше». Уже ноги подгибаются, а он опять: «Дальше можешь?» ‑ и в глаза смотрит. – «Могу». – «Ну, а я что-то притомился. Давай отдохнём».
Тяжёлым испытаниям подвергал начинающего взрослый пастух. Но не чрезмерным. … Знал, нельзя злоупотреблять мальчишеским самоутверждением, сломать недолго» [74; 21-22].
Когда же речь идёт о воспитании не только внутри одного этноса, а в полиэтническом сообществе, то имеет значение не только культура каждого этноса, а кросскультурные процессы, взаимообмен культурами.
Для каждого члена полиэтнического сообщества даже отличный от своего внешний вид, не говоря уже о культуре, свойственной другим этносам, всегда вызывают любопытство и интерес. Подтверждением тому является проявление интереса, особенно со стороны детей и молодёжи, к иностранным делегациям и представителям других национальностей, которые зачастую при появлении в тех или иных населённых пунктах оказываются в сопровождении группы, а иногда толпы детей и подростков, да и взрослых из местных жителей.
Даже спонтанное межэтническое общение способно производить значительное взаимное духовное обогащение членов полиэтнического сообщества, но гораздо успешнее это обогащение может быть при воспитании – специально организованном общении такого рода. Решающую роль воспитания в приобщении индивидов к культуре своего этноса подчёркивают практически все специалисты в области этнографии, этнологии, этнопедагогики и этносоциологии. «Каждый из нас, как представитель своего народа, ‑ пишут Ю.В.Бромлей и Р.Г.Подольный, ‑.носитель огромного комплекса этнических его особенностей. Они, естественно, не передаются по наследству (в отличие от деталей внешнего облика). Мы перенимаем их большей частью ещё в детстве у родителей и других взрослых, у сверстников. Принадлежность человека к тому или иному этносу определяется, в конечном счете, воспитанием и обучением, в процессе которых человеку прививаются черты той этнической среды, в которой он оказался» [13; 30]. Своё суждение авторы относят преимущественно к этнической самоидентификации внутри моноэтнической среды.
Воспитание индивидов в пределах моноэтноса изначально является предметом исследования этнопедагогики ‑ части педагогической науки, исследующей закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. «Этнопедагогика, ‑ определяет автор одноимённого учебного пособия В.С. Кукушин, ‑ представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа» [39; 5]. В данной же брошюре речь идёт о той ветви этнопедагогики, предметом исследования которой являются воспитание в условиях межэтнических взаимодействий полиэнических сообществах, образующихся путём диффузного взаимопроникновения различных этносов и представляющих собой суперэтнос. Последнее рассматривают далеко ни все книги по этнопедагогике. Исключение в этом плане составляет одно из последних учебных пособий для студентов вузов «Этнопедагогика» авторов Л.И. Бережновой, И.Л. Набока, В.И. Щеглова [10]. В этом пособии кроме глав о воспитании в моноэтнических сообществах имеется глава об особенностях межэтнической коммуникации в образовании. В ней авторы определяют понятие «межэтнические отношения» как «субъективно переживаемые отношения между людьми разных национальностей», подчёркивают, что полиэтнические объединения формируются вследствие процессов урбанизации и этнической миграции, в результате которых образуются «группировки различных этнических групп коренного и некоренного населения». В пособии обоснован важный принцип межэтнического общения и воспитания – недопустимости в полиэтнических объединениях насаждения социальной дискриминации, притязаний на исключительность и доминирование культуры одного из этносов [10; 108-118]. Восприятие или отторжение одними этносубъектами (индивидами, этническими группами) других этносубъектов и их культуры должно происходить исключительно на добровольной основе.
Новости образования:
Психолого-педагогическая
характеристика учащихся старших классов
Для того, чтобы обучение проходило успешно при подборе материала и подготовке уроков необходимо учитывать возрастные особенности школьников. Мне кажется, что т.к. при изучении наглядной топологии, мы делаем один из главных акцентов на развитие пространственного представления, то необходимо разобрат ...
Апробация занятий из разработанного цикла. Описание
опыта
Разработанные мною занятия графическими материалами рассчитаны на внедрение в детскую художественную школу. Но на производственной практике я попала в другие условия, в школу № 700, в которой и проводила апробацию занятий. Для проведения занятий с младшими школьниками было необходимо перестроить за ...
Игры с правилами
В работе дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей. Выполняя функцию средства обучения, дидактическая игра может служить составной частью занятия. Она помогает усваиванию, закреплению знаний, овладению способ ...