5. Развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности.
6. Развитие черт гармоничной и не закомплексованной личности.
Система сюжетных фронтальных занятий по коррекции произношения у дошкольников отличается от учебно-дисциплинарной модели.
В основу этого метода положены комплексность и игровые приемы, а так же нетрадиционные методы.
В предлагаемой системе занятий реализуется основной принцип специального образования - принцип коррекционной направленности при соблюдении триединой задачи:
коррекционное воспитание,
коррекционное развитие,
коррекционное обучение.
Ознакомление со звуками я осуществляла в последовательности предлагаемой рекомендациями Г.А. Каше.
Схема построения занятий отличалась от общепринятой следующими моментами:
в организационный момент включаются релаксационные и психофизические упражнения, психогимнастика.
в ходе занятий предусматриваются мимические, голосовые, дыхательные и физические упражнения;
в каждом занятии ведется работа над усвоением лексико-грамматического строя речи;
физпаузы и физминутки, несут дополнительную речевую нагрузку, обусловленную темой занятия, даются задания на словотворчество детей,
предусматриваются задания на коррекцию психофизических функций.
Сюжетно-тематические занятия обращены к душе ребенка, его чувствам. Они пробуждают в детях доброту, учат понимать "что такое хорошо и что такое плохо", вызывают желание совершать хорошие поступки, воспитывают чувство прекрасного.
Структура фронтальных занятий по автоматизации произношения и дифференциации звуков включает обязательные моменты:
1. Оргмомент.
2. Сообщение темы занятия.
3. Характеристика звука по артикуляционным и акустическим признакам.
4. Произношение изучаемых звуков в слогах и слоговых сочетаниях.
5. Произношение звуков в словах.
6. Физминутка.
7. Работа над произношением.
8. Произношение звуков в связной речи.
9. Обучение элементам грамоты.
10. Итог занятия.
Кроме обязательных элементов я вводила дополнительные: имитация движений и действий, творческие задания, словотворчество, игры и упражнения на развитие познавательных процессов. Количество и тип, и характер дополнительных элементов определялся задачами каждого конкретного занятия. Их введение, обусловливала не только темой занятия, но и характером персонажей, используемых мной на занятии. Они дополняли содержание занятий и были направлены на всестороннее и гармоничное развитие ребенка. Например, физкультурные паузы, в которых происходили взаимодействия речи и движений, помогали снять напряжение и переключаться при необходимости на следующее задание:
Первый этап занятия - организационный.
Его цель - введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к произношению новых звуков, а так же коррекция психофизических функций. Основная же задача логопеда - включить детей в работу с первых минут занятия. Оргмоменты проводились мною в разных вариантах, но в любом случае я включала релаксационные, мимические и имитирующие упражнения.
Например, занятие на основе сюжета "Прогулка в лес" (звук л) начинается с загадки: "Солнце печет, липа цветет, рожь поспевает. Когда это бывает?" (Летом). Затем следуют релаксационные упражнения: "Представьте, что сейчас лето. Протяните руки к солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно (расслабление). Спряталось солнышко. Сожмитесь в комочек, покажите, как вам холодно (напряжение). Опять засветило солнышко (расслабление). Релаксационные упражнения помогают снять повышенное мышечное напряжение у детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи.
В другом варианте я использовала психогимнастику.
Это можно рассмотреть на примере занятия "У нас в гостях гномы Гена и Гога (звуки г, г.)"
"Дети вы помните сказку про Белоснежку? С кем она дружила? (с гномами). Сейчас мы станем изображать разных гномов. Покажите, каким был гном Ворчун. Каким вы представляете себе гнома Весельчака?" (Дети изображают ворчливого, веселого, грустного, доброго и злого гномов.) Я заметила, что мимические упражнения улучшают работу лицевых мышц, способствуют развитию подвижности артикуляционного аппарата. Элементы психофизической гимнастики использую в оргмоменте - дети изображают хитрых, голодных и жадных мышат, показывают как они подкрадываются к спящему Леопольду, как уныло берут после своих неудавшихся проделок.
Новости образования:
Исследование речевого творчества у детей среднего дошкольного возраста
Для проведения эксперимента были взяты 2 группы детей: контрольная - 10 детей и экспериментальная - 10 детей в возрасте 4-5 лет, регулярно посещающих детский сад. Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий эксперимент, формирующий эксперимент, контрольный эксперимент. Цель
: исследовать дин ...
Опытно-экспериментальная работа по использованию проблемного обучения на
уроках литературы в 9-ом классе
Экспериментальная часть исследования была проведена в средней общеобразовательной школе № 9 города Елабуги в 9 " Б" классе с 15 сентября по 2 ноября. Класс насчитывает 30 человек ( см. приложение №1). Перед нами стояла цель: выявить, как введение элементов проблемного обучения на уроках л ...
Контрольный эксперимент и его анализ
Чтобы проследить возможности развития импрессивной речи, а также с целью проверки результатов экспериментального обучения, его эффективности, был проведен контрольный эксперимент. Поставленную цель мы конкретизировали в следующей задаче: - проследить динамику развития импрессивной речи детей с умер ...