анализ и синтез словесного состава предложения.
Приемы работы над предложением я применяю разнообразные, но в любом случае учитываю, что задания должны соответствовать основному правилу - от простого к сложному.
На начальном этапе это ответы на заданные вопросы с опорой на картинки. Затем задания усложняются: детям предлагается составлять предложения по набору слов или опорным словам. На более высоком уровне развития речи предлагаю задания на восстановление деформированного текста предложения.
Созданию оживленной и творческой обстановки способствуют задания, в которых детей прошу составить предложения из набора слов, а так же задания, в которых "в нескладушки-неладушки" и "небывальщины". Дети исправляют смысловые ошибки, намеренно допущенные мною.
Параллельно с усвоением лексико-синтаксических отношений между членами предложений веду работу по анализу и синтезу словесного состава предложения.
8. Произношение звука в связной речи.
В основной части этапа веду работу по совершенствованию навыков правильного произношения звуков в связных текстах.
Попутно решаю следующие задачи:
1. Развитие воображения и творческой фантазии;
2. Развитие словотворчества;
3. Развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов.
Необходимым и обязательным условием для заданий на данном этапе является смысловая и игровая связь с темой или сюжетом занятия и с заданиями предшествующего этапа.
В одних случаях использую задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями - диалогами и стихами. Причем слежу, чтобы они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным).
Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия. Дети обычно с увлечением воспринимают мою просьбу сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем целые фразы. Вот фрагмент совместного творчества:
"Наши гости игрушки":
Обезьяна… (Чи, чи, чи)
Продавала… (кирпичи)
Побежал тут к ней… (зайчонок):
Не продашь ли "кирпичонок"?
Развитию связной речи способствует запланированное или экспромтное построение сюжета занятия. По ходу занятия дети предсказывают действия персонажей, придумывают для них диалоги и реплики, отвечают на вопросы и находят выход из проблемных ситуаций.
Если позволяет время, то можно организовать пересказ детьми сказок от имени персонажей с возможной театрализацией действий, развивающихся по ходу сюжета.
Итог занятия.
На заключительной стадии занятия подводятся итоги, то есть определяется его результативность. Естественно, она не проводится в форме "Это хорошо, а это плохо". Скорее, здесь должна присутствовать положительная эмоциональная оценка типа: "Спасибо дети вы меня порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. Жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться". Обязательное условие - передача положительных эмоций.
При индивидуальной оценке нужно отметить активность, удачу, пусть даже маленькую, или просто хорошее настроение того или иного ребенка. А реакция на неудачи должна быть с надеждой на успех в последующих занятиях, с убеждением, что отчаиваться не стоит. Если активно работать, все получится.
Стараюсь узнать и оценку детьми прошедшего занятия в ответах на вопросы: "Что вам понравилось? Какие задания показались вам интересными? Какое задание было самым трудным? Что бы вы хотели услышать в следующий раз?" и т.д. Ответы помогут найти более близкий контакт с детьми и отобрать удачный принцип построения заданий для каждого этапа последующих занятий.
Итог занятия может быть предложен в игровой форме. Например, в занятии "Клад кота Леопольда" (звуки л, л) предусмотрен сюрприз - дети находят шоколад, угощаются сами и угощают меня.
Новости образования:
Контрольный эксперимент и его анализ
Чтобы проследить возможности развития импрессивной речи, а также с целью проверки результатов экспериментального обучения, его эффективности, был проведен контрольный эксперимент. Поставленную цель мы конкретизировали в следующей задаче: - проследить динамику развития импрессивной речи детей с умер ...
Анализ литературы по теме «Обучение школьников решению логических задач»
Изучение раздела Логика в курсе информатики для информационно-технологического профиля является одним из основополагающих, так как он неразрывно связан с такими разделами как алгоритмизация и программирование, моделирование и формализация, базы данных. Однако этот раздел - один из сложнейших в курс ...
Описание наиболее интересных форм и методов организации учебного процесса
В процессе обучения применяются различные методы и техники обучения. В сфере основного образования применяются как традиционные методы – рассказ, объяснение, демонстрация, взаимодействие и т.д., так и современные – исследование, диалог, участие учеников в создании презентаций, докладов, сочинений. ...