Затем они изображают спящего кота, его добродушный вид, мягкую походку и так далее. Психофизическая гимнастика способствует раскрепощению детей, проявлению своего "я", развитию воображения, преодолению двигательной неловкости.
2. Сообщение темы занятия.
Задания, предлагаемые в этой части, позволяют плавно и незаметно перейти к теме занятия. Перед детьми обычно игрушки, плоскостные игрушки, плоскостные фигурки или изображения персонажей.
Например, в занятии "Наши друзья - Домовой и домовенок" (звуки д, д.) тема занятия сообщается следующим образом:
"Сегодня вместе с ними будем изучать звуки д, д. "
В занятии "Поездка в Простоквашино" (звуки р, р) дети разговаривают по телефону с котом Матросскиным, затем я им говорю:
"Сегодня мы поедем в Простоквашино к дяде Федору, коту Матроскину, Шарику и повторим звуки р, р. "
В занятии на тему "Три поросенка" (звуки н, н) сообщение темы звучит так:
"Сегодня мы будем сочинять сказку о Ниф-Нифе, Наф-Нафе, Нуф-Нуфе и изучать звуки н, н. "
Таким образом, на проводимых мною занятиях прослеживается использование сказкотерапии, игровой формы сообщения темы занятия. Это пробуждает интерес к занятию, и направляется внимание детей к изучаемому звуку, к восприятию новых или повторению пройденных звуков.
3. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
На данном этапе реализуются следующие задачи:
1. Уточняется артикуляция: положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
2. Показывается "профиль" звука на рисунке
3. Уточняется акустические признаки звуков: "спит" или "не спит" голосок (глухие или звонкие, поется или не поется звук (гласные или согласные);
4. Находится образное сравнение звука (звук р-рычание тигра, звук ш - шелестящая трава, звук л - весенняя капель);
5. Звуки обозначаются цветовыми символами;
6. Определяется их место в звукобуквенном анализе (в Синем, Красном или Зеленом замке они будут жить).
Использование сказкотерапии можно проследить на занятии "Три поросенка" (звуки н, н).
Вначале определяется, одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф-Наф и Ниф-Ниф, то есть уточняется мягкость и твердость этих звуков. Затем дается синальное обозначение звуков и решается, в каком замке Звуко-буквенного города они будут жить. При сравнении звуков выделяются не только признаки твердости и мягкости, звонкости и глухости, но и задаются вопросы, способствующие развитию воображения: "Каким вы представляете себе этот звук? На что он похож? Каким цветом вам бы хотелось его нарисовать?"
4. Произношение изучаемых звуков в словах и слоговых сочетаниях.
Основной задачей является развитие слухоречевой памяти и фонематического восприятия, мимики и просодической стороны речи. Произношение слоговых рядов обычно сочетается с развитием интонационной выразительности речи и мимики. Слоговые сочетания произносятся персонажем занятия: с Винни-Пухом дети повторяют "вопилки и дразнилки" здесь прослеживается применение смехотерапии: дети с Колобком поют песенки, с Домовенком слушают и воспроизводят звон колокольчиков, с инопланетянами разговаривают на их языке.
Для примера приведу фрагмент занятия "Путешествие звуков с, ш":
"Решили звуки с, ш совершить путешествие. Мы отправимся вместе с ними, будем правильно произносить и учиться различать эти звуки. Подошли звуки с, ш к Красному замку. Какие звуки живут в нем? (гласные). Давайте их познакомим. Звук "с" подружился со звуком "а", какой слог получится?"СА".
Аналогичное задание дается на составление других слогов). А сейчас послушайте, как слоги разговаривают между собой.
СА-ша-са-ша (здороваются)
Со-шо-со-шо (удивляются)
Сы-ши-сы-ши (мирятся)"
5. Произношение звуков в словах.
На этом этапе занятий решаются следующие задачи:
развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;
Новости образования:
Анализ методической литературы по проблеме развития
творческих способностей
Изучая методическую литературу по данной проблеме, мы приходим к выводу, что творческие способности представляют собой сплав многих качеств.[4]. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой ...
Парадоксальная гимнастика
Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых можно использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой. Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха и диафрагмального выдоха. Каждое движение соо ...
Мышление: его закономерности и условия развития
Ребенок пришел в школу учиться – приобретать знания. Конечно, он выучит необходимые правила и законы, сумеет пересказать то, о чем узнает. Но ребенок должен научиться также, применять свои знания в новых, неожиданных ситуациях, находить свои, нестандартные ответы на возникающие вопросы, обнаруживат ...