1) интерес к истории, культуре, литературе, науке другого народа;
2) потребность в освоении языка, истории, литературы, науки другого народа;
3) желание развития отношений с людьми другой национальности. Внутренние признаки:
1) потребностно-мотивационного характера: уважение к многонациональному народу Росси и любовь к Отечеству; ориентация на общечеловеческие ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации; обращение к национальному достоинству и чувствам людей, воспитания в себе интернационального и гражданского сознания и чувств;
2) этнического характера: проявление тактичности к человеку; готовность сопереживать, понимать состояния и желания людей, их намерения; формирование умения преодоления конфликтных ситуаций, мелких неурядиц;
3) деятельностно-поведенческого характера: реакция на совместную деятельность, супружество; умение восторгаться успехами людей другой национальности; развитие благородного чувства национальной гордости;
4) мировоззренческого характера: понимание совместной жизнедеятельности людей разных национальностей; непримиримое отношение к проявлению национализма, шовинизма и расизма; ориентация на общечеловеческие, нравственные ценности, на лучшие достижения человеческой цивилизации, на осознание принадлежности к мировому сообществу; глубокое уважение ко всем народам Земли, их этнонациональным особенностям; обеспечение мирного разрешения возникающих конфликтов на стыке разных религий;
5) интеллектуально-эмоционального характера: отношение к людям другой национальности по работе, учебе, в быту; отношение и реакция на взгляды, убеждения, идеалы людей другой национальности; реакция на оценочные суждения и сложившиеся стереотипы о людях другой национальности [31].
Анализ имеющихся в научной литературе показателей культуры межнационального общения как качества личности, позволил нам выделить наиболее объективные и реально измеримые признаки сформированности компонентов рассматриваемого качества, как:
1) национальное самосознание;
2) ориентация на общечеловеческие ценности;
3) интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов;
4) отношение к представителям иного народа и его культуре;
5) практические поступки.
Таблица № 2
Критерии культуры межнационального общения как качества личности
Критерии |
Признаки |
Национальное самосознание |
1) самоидентификация по национальному признаку; 2) положительное отношение к национальной истории и культуре; 3) бережное отношение к национальным ценностям и традициям. |
Ориентация на общечеловеческие ценности |
1) следование ценностям, принятым в мировом обществе: добро, красота, трудолюбие, честность, патриотизм, гуманизм и т.п.; 2) принятие общечеловеческих ценностей на базе национально-культурного компонента (национального языка, истории, искусства, фольклора, религии и др. |
Интерес к истории, науке, литературе, культуре других народов |
1) желание посещать выставки народного творчества; 2) желание читать книги, смотреть фильмы и передачи о культуре и истории разных народов; 3) желание принимать участие в национальных праздниках и др. |
Отношение к представителям иного народа и его культуре |
1) понимание и принятие другой культуры; 2) мирное, дружеское отношение к людям других национальностей; 3) желание развить отношения с людьми других национальностей; 4) уважение к людям другой национальности их культуре и истории. |
Практические поступки |
1) соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении; 2) интегрирование культурных традиций при общении представителей разных национальностей; 3) индифферентное поведение при общении с людьми других национальностей. |
Уточнение этих критериев проводилось в диагностическом эксперименте, описанию которого посвящен следующий параграф.
Структурно-функциональная модель культуры межнационального общения представлена в виде схемы 1.
Новости образования:
Этиология общего недоразвития речи
К общему недоразвитию речи могут приводить различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. То есть этиология общего недоразвития речи многообразна, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа ...
Неделя иностранного языка как организационная форма внеклассной воспитательной
работы
Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализаци ...
Основные стороны спортивной тренировки
Классификация техники игры – это распределение всех её приёмов по разделам и группам на основе определённых признаков. К числу таких признаков, прежде всего, относятся назначения приёма в спортивной борьбе (для атаки или обороны корзины), содержание действия (с мячом или без меча), а так же особенн ...