Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Педагогические практики » Процесс воспитания культуры межнационального общения у школьников » Сущность культуры межнационального общения как качества личности

Страница 4

2) соблюдение сложившихся традиционных интернациональных форм межнационального общения;

3) социально и профессионально ориентированные реакции на характер, стиль и особенности поведения людей других национальностей;

4) стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия;

5) способность противостоять национальной ограниченности и замкнутости, национальной предвзятости и вражде, национальному недоверию и отчужденности, национальному эгоизму и этноцентризму [62].

Четвертый элемент - «стремление утверждать на практике взаимно согласованные принципы бесконфликтного взаимопонимания и сотрудничества в ходе межнационального взаимодействия», можно включить в содержание практического компонента с другой формулировкой «совместная, успешная деятельность».

Синтезируя все вышеизложенное, сведем содержание выделенных компонентов культуры межнационального общения в табл. № 1.

Таблица № 1

Содержание культуры межнационального общения как качества личности

Компоненты

Элементы

Когнитивный

Знание: 1) истории и культуры своего этноса; 2) национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения; 3) основных частей и характеристик культуры межнационального общения и теоретических основ межнационального общения; 4) норм и правил поведения при взаимодействии людей разных национальностей; 5) норм, принципов и требований общей гуманистической этики; 6) знание о национальных и межнациональных отношениях в стране и регионе; 7) знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения.

Перцептивный

1) Этническая индифферентность; 2) уважение ко всем народам; 3) способность к сопереживанию каких-либо событий с любыми людьми независимо от их национальной принадлежности; 4) способность к рефлексии; 5) способность к идентификации по национальному признаку; 6) способность противостоять национальной ограниченности и национальному недоверию; 7) оценочные суждения о проблемах, происходящих в мире, стане, регионе и о поступках отдельных людей, связанных с национальной сферой; 8) позитивные убеждения в вопросе межнациональных отношений; 9) терпимость к инакомыслию.

Практический

1) Готовность и умение контактировать с представителями других национальностей, с учетом национальной специфики участников контакта; 2)совместная, успешная деятельность; 3)тактичность; 4)умение преодолевать межнациональные конфликтные ситуации; 5) дружелюбие и возможность поддерживать дружеские отношения с людьми других национальностей; 6)взаимовыручка между людьми разных национальностей; стремление и содействие расширению взаимосвязей своей нации с народами страны.

В философской литературе понятия «признак» и «критерий» определяются как синонимы: критерий есть признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо [58].

В педагогическом словаре критерий (от греч. - средство для суждения) определяется как показатель, признак на основании которого формируется оценка качества объекта, процесса, мерило такой оценки и признак - как свойство, по которому познают или узнают предмет; определения, которые отличают одно понятие от другого. [6].

В поисках критериев культуры межнационального общения как качества личности обращаемся к научной литературе, посвященной этой проблеме.

Л.Н. Коган характерными признаками культуры межнационального общения называет уважение к языку, демократическим традициям, обычаям, культуре каждого народа, умение оценивать людей по их делам, личным качествам независимо от национальной принадлежности [20].

К.И. Султанбаева выделила четыре критерия культуры межнационального общения:

• отношение к представителям иного этноса;

• отношение к иному языку, к инонациональной культуре;

• отношение к себе, к родному языку, к своему народу;

• отношение к культуре своего народа, его истории [52].

В.П. Комаров оценивает наличие рассматриваемого качества у подрастающего поколения по трем критериям: проявление интереса к углубленному познанию молодежью друг друга, как представителей культур разных народов, приводит к усилению взаимопонимания между ними [23].

Для окончательного утверждения признаков культуры межнационального общения как качества личности обратимся к Р.И. Кусарбаеву, который на базе, разработанных учеными исследовательских программ (З.Т. Гасанов, Л.Н. Коган, И.И. Серова, и др.) пришел к выводу, что существуют внешние признаки:

Страницы: 1 2 3 4 5

Новости образования:

Методические рекомендации по использованию тематического материала по содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование»
Одним из важнейших элементов дополнительного образования является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей ...

Описание функционала Web-сайта по проверке уровня знаний математики учениками младших классов
Разработана WEB-система тестирования учеников со следующим функционалом: создание теста создание вопроса с выбором правильного варианта ответа назначение максимального количества баллов за каждый полностью правильный ответ возможность размещения ответов в случайном порядке. Целью сайта онлайн-тести ...

Педагогическое общение
Педагогическое общение - система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержаниемкоторого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств. Педагог является инициатором этого проц ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru