3) регулирования процесса взаимодействия (нормы и способы общения) людей разных национальностей;
4) рост общей культуры представителей наций и народностей;
5) социализация личности;
6) воздействие личности на культурную среду нации, социума [23].
Этими функциями культуры межнационального общения как качества личности, мы будем руководствоваться в определении ее структуры.
В.И. Матис отмечает, что культура межнационального общения складывается из множества компонентов, но наиболее важными являются знания. Знаниевый компонент складывается из следующих элементов:
-знание истории культуры своего этноса, ее традиций;
- знания национальной культуры этноса, с которым осуществляется процесс общения;
- знания роли своей национальной культуры и роли культуры этноса -партнера в мировой культуре;
-знания особенностей национальной культуры как выражения национальной психологии [34].
И.О. Попова, исследуя этнопедагогическую культуру будущих педагогов, выделила в ней три блока:
• перцептивный (отношение к этнокультуре; эмоциональная отзывчивость на проявление культуры; этническое освоение культуры;
• когнитивный компонент, характеризующий уровень изменений в мотивации и направленности познавательной активности;
• практический компонент, характеризующий уровень готовности и стремления к практической культурологической и культуросозидательной деятельности [44].
В.П. Комаров предлагает рассматривать три структурных компонента культуры межнационального общения:
• познавательный (рациональный, интеллектуальный, когнитивный) — знания по проблемам теории и практики межнациональных отношений;
• эмоциональный (эмоционально-психологический) - эмоционально-психологические характеристики;
• поведенческий (волевой, деятельностный) - сознательность, активность, деятельность субъекта межнационального общения [22].
Мы выделяем следующие основные компоненты личностного образования:
1. Когнитивный компонент: работает на реализацию функций развития в личности мировоззренческой культуры; познания людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; возрастания общей культуры представителей наций и народности; социализации личности.
2. Перцептивный компонент: работает на реализацию функций: познания людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; социализации личности.
3. Практический компонент: работает на реализацию функций - познание людьми друг друга и усиления взаимопонимания между ними; регулирования процесса взаимодействия людей разных национальностей; социализации личности; воздействия личности на культурную среду нации, социума.
Н.А. Асипова определяет культуру межнационального общения как полифункциональное явление и включает в нее знание норм, принципов и требований общей гуманистической этики, способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке, самокритичности [2].
По определению Л.З. Немировской культура межнационального общения включает в себя планетарное мышление (комплексное знание), уважение к инонациональной культуре, способность понимать и оценивать ее интеллектуальное и художественное достояние, воспринимать и усваивать это богатство, плюрализм, то есть умение превзойти групповой интерес, этику общения, умение говорить с людьми на их родном языке, терпимость к инакомыслию [40].
В этой связи мы дополним перцептивный компонент культуры межнационального общения следующими элементами: уважение к инонациональной культуре, терпимость к инакомыслию.
Гасанов З.Т. считает, что в культуру межнационального общения входит нравственная и эстетическая грамотность, помогающая личности понимать психологическое состояние людей, вовлеченных в этноконфликтную ситуацию, и определять пути рационального решения возникшей проблемы [10].
Когнитивный компонент будет наиболее полным, если в его содержание включить следующие из предлагаемых Гасановым З.Т. элементы: знания о правах человека и народов, о межэтнических и межконфессиональных конфликтах и причинах их возникновения, а в практический - умение преодолевать межнациональные конфликтные ситуации.
Перцептивный компонент культуры межнационального общения как качества личности следует дополнить предлагаемым Авксентьевыми элементом «этнической индифферентности».
В этнопсихологическом словаре [165] приводятся следующие элементы, рассматриваемого нами качества:
1) знание и претворение в жизнь общепринятых на международном уровне норм и правил, которые регулируют отношения представителей разных этнических общностей;
Новости образования:
Самобытность русской национальной культуры обусловила первичную форму
музыкального искусства России – пение
В русской музыкальной культуре хоровое пение главенствовало, поэтому профессиональная русская музыка вплоть до XVIII века развивалась в этом направлении. Обучение детей на Руси проводилось в церковных и монастырских школах, а также в храмовых хорах начиная с 6-7 лет. Великий князь Владимир привез и ...
Сущность культуры межнационального общения как качества личности
Обратимся к определению сущности: это категория, отражающая всеобщие формы предметного мира и его познание человеком. Сущность - это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия [58]. Сущность - совокупность глубинных связей, отношений и ...
Факультативные занятия как способ развития творческих и познавательных
способностей ученика в области информатики
Факультативные занятия – это один из видов дифференциации обучения по интересам. В общеобразовательной школе Российской Федерации введены в 1966 с целью углубления знаний, развития интересов, способностей и склонностей учащихся, их профессионального самоопределения. На факультативные занятия в учеб ...