Для предупреждения правонарушений трудных подростков необходимо провести социометрическое исследование.
В социометрических исследованиях можно выделить последовательные этапы, каждый из которых требует определенных методик.
На первом этапе, констатирующем – изучаются преимущественно структурно-динамические аспекты, вскрывается социально-статусная структура личности, определяется ряд социально-психологических индексов, исследуются динамические характеристики личности. Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики – важные диагностические показатели общего состояния формирующих процессов трудного подростка.
Задача второго этапа – формирующего, на основании полученных результатов диагностики разработать и реализовать программу, направленную на предупреждение противоправного поведения трудных подростков.
На третьем этапе, итоговом, в результате проведенных диагностических процедур и реализации программы проводится сравнительный анализ и дается оценка эффективности программы и рекомендации для успешной работы клубного социального педагога.
Цель исследования: найти пути эффективной социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в сельской местности на базе ДК, в целях профилактики противоправного поведения.
Задачи исследования:
1) выявить причины отклоняющего поведения и проблемы трудного подростка
2) разработать основанную на результатах констатирующего этапа программу мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения
3) дать оценку эффективности программы
Для решения поставленных задач использовались методики:
1) анкетирование – изучение взаимоотношений в семье
2) тестирование – эмоционально-нравственного развития
3) опрос трудных подростков – проведение свободного времени
4) педагогическое наблюдение;
5) педагогический эксперимент;
6) методы математической статистики.
В исследовании принимали участие 38 трудных подростков в возрасте от 14-17 лет. Исследование проводилось анонимно и с полного согласия испытуемых.
Отбор испытуемых проводился по личным делам трудных подростков, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних.
Далее определим методику первого этапа исследования.
I. Источниками информации о социально-педагогических условиях трудных подростков послужили сведения:
1. Личные дела трудных подростков состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
2. Документы социально-медицинского патронажа.
3. Документы психолого-педагогического консилиума в школе.
4. Материалы психодиагностики.
5. Результаты рейдов.
6. Жалобы и заявления граждан.
7. Материалы о правонарушениях.
8. Преступления несовершеннолетних.
На основании чего были составлены социальные проблемные карты. (Приложение А). Показатели выявления семейного неблагополучия были следующие:
1. Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат
3. Режим дня трудного подростка в семье
4. Методы и приемы воздействия взрослых на трудных подростков
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Новости образования:
Виды речевых нарушений
Фонетическое недоразвитие. Фонетико-фонематическое недоразвитие Общее недоразвитие речи (у дошкольников). Нерезко выраженное общее недоразвитие речи. При разрешении данной проблемы исследователи выделяют разные аспекты: Так, например, профессор Б.Г. Ананьев указывает на связь ошибок в чтении, письм ...
Этиология общего недоразвития речи
К общему недоразвитию речи могут приводить различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития, так и во время родов, а также в первые годы жизни ребенка. То есть этиология общего недоразвития речи многообразна, но с клинической точки зрения наибольшее значение имеет группа ...
Понятие, функции и роль образования в развитии гармоничной личности
В процессе нормального функционирования и развития общества исключительно важную роль играет социальный институт образования. Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению людей и усвоены ими. Поэтому подде ...