Для предупреждения правонарушений трудных подростков необходимо провести социометрическое исследование.
В социометрических исследованиях можно выделить последовательные этапы, каждый из которых требует определенных методик.
На первом этапе, констатирующем – изучаются преимущественно структурно-динамические аспекты, вскрывается социально-статусная структура личности, определяется ряд социально-психологических индексов, исследуются динамические характеристики личности. Опыт показывает, что выявленные на этом этапе характеристики – важные диагностические показатели общего состояния формирующих процессов трудного подростка.
Задача второго этапа – формирующего, на основании полученных результатов диагностики разработать и реализовать программу, направленную на предупреждение противоправного поведения трудных подростков.
На третьем этапе, итоговом, в результате проведенных диагностических процедур и реализации программы проводится сравнительный анализ и дается оценка эффективности программы и рекомендации для успешной работы клубного социального педагога.
Цель исследования: найти пути эффективной социально-педагогической работы с трудными трудного подростками в сельской местности на базе ДК, в целях профилактики противоправного поведения.
Задачи исследования:
1) выявить причины отклоняющего поведения и проблемы трудного подростка
2) разработать основанную на результатах констатирующего этапа программу мероприятий, направленных на предупреждение противоправного поведения
3) дать оценку эффективности программы
Для решения поставленных задач использовались методики:
1) анкетирование – изучение взаимоотношений в семье
2) тестирование – эмоционально-нравственного развития
3) опрос трудных подростков – проведение свободного времени
4) педагогическое наблюдение;
5) педагогический эксперимент;
6) методы математической статистики.
В исследовании принимали участие 38 трудных подростков в возрасте от 14-17 лет. Исследование проводилось анонимно и с полного согласия испытуемых.
Отбор испытуемых проводился по личным делам трудных подростков, состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних.
Далее определим методику первого этапа исследования.
I. Источниками информации о социально-педагогических условиях трудных подростков послужили сведения:
1. Личные дела трудных подростков состоящих на учете в инспекции по делам несовершеннолетних.
2. Документы социально-медицинского патронажа.
3. Документы психолого-педагогического консилиума в школе.
4. Материалы психодиагностики.
5. Результаты рейдов.
6. Жалобы и заявления граждан.
7. Материалы о правонарушениях.
8. Преступления несовершеннолетних.
На основании чего были составлены социальные проблемные карты. (Приложение А). Показатели выявления семейного неблагополучия были следующие:
1. Материально-бытовые условия.
2. Эмоционально-нравственный климат
3. Режим дня трудного подростка в семье
4. Методы и приемы воздействия взрослых на трудных подростков
5. Семейный досуг.
6. Уровень педагогической культуры родителей.
Новости образования:
Пути преодоления упрямства в дошкольном учреждении и в семье
Целью формирующего эксперимента является коррекция, преодоление упрямства у детей дошкольного возраста в семье и в дошкольном учреждении. После диагностик детей и их родителей началась работа по устранению, сглаживанию упрямства у детей, которое проявляется в дошкольном образовательном учреждении и ...
Сущность метода воспитывающих ситуаций
Одним из методов воспитания, согласно классификации Г.И. Щукиной и Ю.К. Бабанского, является воспитывающая ситуация, которая создается с целью формирования у воспитанников определенных навыков, опыта правильного поведения. В чем заключается суть данного метода? Воспитывающая ситуация – это такая пр ...
Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями
По данным Министерства образования и Науки Российской Федерации в стране насчитывается около 2 млн. детей относящихся к категории лиц с ОВЖ. Из них около 450 тыс. детей школьного возраста учатся 1969 специальных образовательных учреждениях. Дети и подростки, обучающиеся на дому, или школах индивиду ...