Типы вопросов.
Репродуктивные вопросы начинаются со слов: кто? что? как? где? куда?
Продуктивные вопросы (специальные):
· можно ли считать… верным?
· какие выводы можно сделать из…?
· каковы мотивы (чего-то)…?
· вопрос начинается с формулировки тезиса.
Продуктивные вопросы (разделительные):
· если известно…, то…?
· если… то почему…?
· …или…?
*Необходимо объяснит ученикам, какие бывают вопросы и как их формулировать. И если они научаться ставить вопросы и поймет, что это умение стимулирует его мыслительный процесс, то ему легко будет самостоятельно работать над проблемными заданиями, докладами, исследованиями и участвовать в дискуссиях, дебатах и т.д.
Компетентность, по одному из определений, - надпредметная способность урочной деятельности вследствие чего существует мнение, что в урочной деятельности сложно создать ситуации, где бы ученик проявил себя компетентным. Между тем при интегративном подходе обучения (даже если интеграция не системная, а блочная или вообще представляет собой отдельные творческие проекты) возможно создание различных учебных и внеучебных ситуаций, когда ученик сможет накапливать опыт в решении проблем, тем самым приобретая необходимые компетентностные качества. Для того чтобы помочь ученику в их освоении, нужно создать механизм формирования навыков.
Принципы формирования общеучебных умений и навыков:
· принцип доступности (алгоритмы);
· принцип последовательности (связь между разными навыками в одной параллели в период знакомства и освоения);
· принцип усложнения (внутри навыка);
· принцип преемственности (связь разных навыков в период закрепления и углубления);
· принцип дополнения (внесение нового навыка).
Руководствуясь принципами формирования общеучебных навыков, мы создаем для учащихся различные памятки, рекомендации, алгоритмы, которые позволяют ученикам применять навыки не только в ситуации их коллективного освоения в классе, но и самостоятельно.
Правила работы с алгоритмом
1. Алгоритм дается ученикам в готовом виде, а осваивается в ходе работы с учителем, только затем ученики получают его как результат своей работы.
2. Алгоритм обязательно комментируем: соотносим пункты с теми примерами, с которыми только что работали, а затем даем домашнее задание на другие примеры.
3. Необходимо последовательное расширение алгоритма от класса к классу.
Примеры алгоритмов.
Алгоритм составления словесного описания.
1. Выделите (выпишите, подчеркните…) ключевые слова, относящиеся к образу (событию, явлению, месту, пейзажу…).
2. Задайте себе вопрос: какую картину я представляю, прочитав…? как я понимаю такую-то деталь (сравнение, олицетворение, эпитет, афоризм…)
3. «Раскрасьте», то есть добавьте из текста (или своего воображения) поясняющие слова (определения, глаголы). С чем можно сравнить то, что я себе представляю? Какие ассоциации у меня вызывает то, что я себе представляю?
4. Подберите слова, выражающие ваше отношение к изображаемому.
5. Создайте единый образ, то есть составьте текст (письменный или устный) на основе собранного материала.
Алгоритм сравнения.
1. Определить объекты для сравнения.
2. Определить цель сравнения:
· лучше представить себе описания, образы…;
· открыть новое, странное, необычное, интересное…;
· помочь себе оценить сравниваемое;
· понять авторскую позицию.
3. Выберите из текста примеры для цитирования согласно цели сравнения.
4. Выберите то, что вы будете сравнивать: внешние признаки, качественные характеристики…
5. Выполните сравнение, выделив сходства и различия между объектами сравнения.
6. Сделай вывод (ы) о том, что удалось узнать в результате сравнения.
Алгоритм сопоставления.
*Отличие сопоставления от сравнения:
Новости образования:
Анализ условий формирования
знаний о здоровом образе жизни о обучающихся через использование метода
проектов на уроках иностранного языка
После систематической работы по формированию знаний о здоровом образе жизни у обучающихся был проведен контрольный эксперимент. Мы провели повторное анкетирование «Здоровый образ жизни» как и в констатирующем эксперименте в 8 «А» классе. При анализе ответов школьников 8 «А» класса на вопросы анкеты ...
Основные этапы и направления в развитии теории
коллектива в отечественной науке
Использование идей коллективизма в педагогике восходит к XVII веку и находит свое отражение в исследованиях и практике И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого и др. Во второй половине XIX – начале XX века происходит становление и развитие теории воспитания коллектива. К этому времени относят ...
Место патриотического и гражданского воспитания в структуре воспитания
общечеловеческих ценностей
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность общества по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины, т.е. речь, и ...