В процессе запоминания центральное место принадлежит интеллектуальной работе с материалом (организации действий субъекта с материалом). Именно интеллектуальная работа (группировка, соотнесение, составление плана) приводит к обработке информации, а повторение – к закреплению ее в памяти.
Предварительный просмотр текста:
1. Заглавие, автор, выходные данные;
2. Подзаголовки, оглавление, промежуточные заголовки;
3. Рисунки, схемы, таблицы, указатель литературы;
4. Объем статьи, величина абзацев;
5. Первое и последнее предложения первого и последнего абзаца текста; если книга, то первую и последнюю главы, затем первые и последние предложения остальных глав;
6. Приблизительное количество слов и предполагаемое время чтения.
Рассмотренные в общих чертах этапы предварительного просмотра не должны восприниматься как догма, которой нужно следовать в любом случае. Так, нет смысла детально просматривать короткие тексты, например, тематика которых заранее известна, а также художественные тексты. В таком случае вполне достаточно бегло просмотреть заглавие, подзаголовки и сам текст. Подобный предварительный просмотр должен занять у вас не более нескольких секунд.
Что же касается предварительного просмотра нетекстового материала (списков, таблиц, схем, графиков и т.п.), то нужно обратить внимание:
1. На пространственное расположение, т.е. вертикальную и горизонтальную составляющие;
2. Из каких элементов состоит информация: цифры, абстрактные понятия, конкретные слова, иностранные слова, линии, геометрические фигуры, другие изображения;
3. Сосчитать количество единиц информации (т.е. каждого элемента в отдельности) горизонтальной и вертикальной последовательности.
Формулирование цели
После предварительного просмотра нужно сформулировать цель запоминания как можно яснее и точнее. Для этого ответьте (желательно письменно) на вопросы:
Стоит ли запоминать этот материал?
Что конкретно нужно запомнить?
Запоминать целиком или отдельные части?
Какова сложность материала?
Каков объем запоминаемого материала?
Сколько времени потребуется на запоминание?
Когда лучше запоминать: сейчас или отложить на время?
Письменные ответы должны быть краткими, но содержательными. Важно, чтобы запись ответов не занимала много времени.
Выбор метода запоминания текста осуществляется по следующим критериям:
1. Цели воспроизведения (дословно, близко к тексту или своими словами);
2. Наличия базовых знаний по теме, изложенной в тексте;
3. Количества новой - непонятной информации.
4. Доминирующий тип вашего мышления и особенности памяти;
5. Стиля изложения текста.
Методы запоминания текстовой информации:
Известные нам методы: составление плана или схемы, опорного конспекта, выписки отдельных мыслей из текста.
1. Логические методы: "Алгоритм абзаца", "Карта текста" и "Алгоритм текста";
А)Алгоритм абзаца отличается:
· количеством и качеством этапов обработки информации (1 этап - разделение существенной и несущественной информации; 2 этап - отделение главной мысли от второстепенных мыслей в существенной информации; 3 этап - "сжатие" главной мысли до слова-образа с целью формирования "ключа" для дальнейшего воспроизведения информации всего текста);
· наличием вопросов, направляющих и активизирующих мышление (что помогает четко выявить существенную информацию и сформулировать главную мысль).
· формой подачи (в виде схемы).
Метод "Алгоритм абзаца" развивает логичность, полноценность, активность, образность и эмоциональность мышления, что значительно улучшает память. "Алгоритм абзаца" будет полезен для школьников, старше 12 лет, студентов и взрослых
Новости образования:
Мнемические способности учащихся
В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение ...
Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности
дошкольников
От природы в человеке заложены огромные потенциальные возможности. Можно предположить, что они указывают на возможность восхождения человека к духовным состояниям, которые лежат в основе творчества и духовности, ибо нельзя представить творческий продукт, который не был бы одухотворен, пропитан чело ...
Анализ литературы по теме «Обучение школьников решению логических задач»
Изучение раздела Логика в курсе информатики для информационно-технологического профиля является одним из основополагающих, так как он неразрывно связан с такими разделами как алгоритмизация и программирование, моделирование и формализация, базы данных. Однако этот раздел - один из сложнейших в курс ...