· не требует систематического выделения сходств и различий;
· обладает широким диапазоном аспектов;
· может рассматривать явления, значительно отстоящие друг от друга во времени, пространстве, принадлежащие к разным направлениям и областям знаний;
· предполагает объяснение причин выявленных сходств и различий;
· обязательно завершается выводом.
К каждому заданию на сопоставление должен быть свой план последовательных операций, но общий механизм можно представить так:
1. Выявить наиболее характерные, значимые, существенные черты, особенности рассматриваемых объектов, явлений (критерии можно предложить или определяют сами);
2. Проанализировать выделенные черты или особенности, определить взаимосвязь и несоответствия между ними;
3. Сформулировать выводы, отражающие причины взаимосвязей, взаимовлияния, противоречивости событий или явлений.
Алгоритм для составления пересказа
5-6 класс |
7-8 класс |
1. Прочитать текст, отмечая ключевые события, явления, лица. 2. Установить между ними причинно-следственные связи. 3. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ. 4. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию. 5. Составить план пересказа. 6. Составить текст - пересказ. |
1. Прочитать текст, отмечая ключевые события, явления, лица. 2. Составить к ним необходимые пояснения согласно заданию. 3. Установить между ними причинно-следственные связи. 4. Сформулировать предполагаемый итог. 5. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ. 6. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию. 7. Составить план пересказа. 8. Составить текст - пересказ. |
Алгоритм для составления ответа-наблюдения
5-6 класс |
7-8 класс |
1. Отметить в тексте деталь, интересную (-ые) или важную (-ые) для общего смысла произведения (статьи, документа…). 2. Создать логическую или/и ассоциативную цепочку, связывающую отмеченную деталь с другими, прямо или косвенно влияющими на понимание смысла. 3. Сформулировать вопрос (-ы), выявляющий (-ие) различные смыслы текста. 4. Составить ответ-наблюдение по схеме: - тезис (изложение сути смысла текста); - пример отмеченной (-ых) детали (-ей); - доказательства связи отмеченной детали с общим смыслом текста; - обобщение наблюдения. |
1. Отметить в тексте деталь, интересную (-ые) или важную (-ые) для общего смысла произведения (статьи, документа…). 2. Создать логическую или/и ассоциативную цепочку, связывающую отмеченную деталь с другими, прямо или косвенно влияющими на понимание смысла. 3. Сформулировать вопрос (-ы), выявляющий (-ие) различные смыслы текста. 4. Подобрать для доказательства сведения из дополнительных источников: даты\. Цифры, цитаты… 5. Продумать речевые связки для введения в речь различных примеров или ссылок на дополнительные источники. 6. Составить ответ-наблюдение по схеме: - тезис (изложение сути смысла текста); - пример отмеченной (-ых) детали (-ей); - доказательства связи отмеченной детали с общим смыслом текста; - обобщение наблюдения и формулирование выводов. |
Алгоритм составления комментария.
1. Прочитать внимательно текст.
Новости образования:
Описание комплекса упражнений по формированию качеств, необходимых
для творческих способностей
Творческие способности - это индивидуальные особенности, качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода. В их основе лежат процессы мышления и воображения. Основными направлениями развития творческих способностей в дошкольном возрасте являются ...
Устная проверка
Устная проверка знаний - основной способ учета результатов обучения. При устном опросе учитель имеет возможность проверить весь изученный материал по теме. Говоря о преимуществах такого вида опроса, можно отметить большие возможности сочетания проверки знаний учащихся с углублением и закреплением р ...
Проблемы дидактизма в работах
Роберта Оуэна
Дидактика (от греч. didaktikós — поучающий, относящийся к обучению) — это область педагогики, исследующая закономерности процесса обучения. Эту науку определяют как общую теорию образования и обучения, поскольку она исследует общие закономерности познавательной деятельности человека, происхо ...