· не требует систематического выделения сходств и различий;
· обладает широким диапазоном аспектов;
· может рассматривать явления, значительно отстоящие друг от друга во времени, пространстве, принадлежащие к разным направлениям и областям знаний;
· предполагает объяснение причин выявленных сходств и различий;
· обязательно завершается выводом.
К каждому заданию на сопоставление должен быть свой план последовательных операций, но общий механизм можно представить так:
1. Выявить наиболее характерные, значимые, существенные черты, особенности рассматриваемых объектов, явлений (критерии можно предложить или определяют сами);
2. Проанализировать выделенные черты или особенности, определить взаимосвязь и несоответствия между ними;
3. Сформулировать выводы, отражающие причины взаимосвязей, взаимовлияния, противоречивости событий или явлений.
Алгоритм для составления пересказа
5-6 класс |
7-8 класс |
1. Прочитать текст, отмечая ключевые события, явления, лица. 2. Установить между ними причинно-следственные связи. 3. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ. 4. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию. 5. Составить план пересказа. 6. Составить текст - пересказ. |
1. Прочитать текст, отмечая ключевые события, явления, лица. 2. Составить к ним необходимые пояснения согласно заданию. 3. Установить между ними причинно-следственные связи. 4. Сформулировать предполагаемый итог. 5. Продумать речевые связки между предложениями, эпизодами, структурирующие текст-пересказ. 6. Продумать последовательность изложения материала согласно заданию. 7. Составить план пересказа. 8. Составить текст - пересказ. |
Алгоритм для составления ответа-наблюдения
5-6 класс |
7-8 класс |
1. Отметить в тексте деталь, интересную (-ые) или важную (-ые) для общего смысла произведения (статьи, документа…). 2. Создать логическую или/и ассоциативную цепочку, связывающую отмеченную деталь с другими, прямо или косвенно влияющими на понимание смысла. 3. Сформулировать вопрос (-ы), выявляющий (-ие) различные смыслы текста. 4. Составить ответ-наблюдение по схеме: - тезис (изложение сути смысла текста); - пример отмеченной (-ых) детали (-ей); - доказательства связи отмеченной детали с общим смыслом текста; - обобщение наблюдения. |
1. Отметить в тексте деталь, интересную (-ые) или важную (-ые) для общего смысла произведения (статьи, документа…). 2. Создать логическую или/и ассоциативную цепочку, связывающую отмеченную деталь с другими, прямо или косвенно влияющими на понимание смысла. 3. Сформулировать вопрос (-ы), выявляющий (-ие) различные смыслы текста. 4. Подобрать для доказательства сведения из дополнительных источников: даты\. Цифры, цитаты… 5. Продумать речевые связки для введения в речь различных примеров или ссылок на дополнительные источники. 6. Составить ответ-наблюдение по схеме: - тезис (изложение сути смысла текста); - пример отмеченной (-ых) детали (-ей); - доказательства связи отмеченной детали с общим смыслом текста; - обобщение наблюдения и формулирование выводов. |
Алгоритм составления комментария.
1. Прочитать внимательно текст.
Новости образования:
Решение промежуточных задач по самоконтролю
Под деятельностью понимается совокупность действий, объединенных общей целью и выполняющих определенную общественную функцию. Обязательной предпосылкой всякой деятельности является наличие потребности. Именно потребности направляют и регулируют конкретную деятельность. Одна из основных задач физиче ...
Различые взгляды ученых на проблему заикания
В свое время Гиппократ отмечал, что заикание это болезнь, связанная с накоплением влажности в головном мозге. У Аристотеля был иной подход к проблеме заикания. С его точки зрения, заикание связано с неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата. Гален, Цельс и Авиценна предполагали, чт ...
Педагогические рекомендации по проблеме развития творческих
способностей детей среднего дошкольного возраста
Дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются [16], поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном детстве. Успешное развитие творческих способностей возможно лишь ...