Б)«Карта памяти» или Mind Map – это нелинейное изображение на листе бумаги ключевых слов и их связи между собой: это многомерное, ассоциативное и образное изображение какого-либо материала. Таким образом, карта памяти – это как бы отображение нашего мышления, нашей внутренней речи, “кирпичиками” которой являются ключевые слова. К такому выводу пришли и ученые, исследовавшие процесс мышления.
2. Образные методы: "Картинка", "Путешествие" и "Пластилин";
Метод "Картинка" - это образный метод запоминания текстовой (речевой) информации, который применим к описательным текстам разного объема, запоминаемым с целью дословного или близкого к тексту воспроизведения. Этот метод будет полезен для младших, средних и старших школьников, а так же для студентов и взрослых. Метод "Картинка" развивает воображение, ускоряет процесс запоминания, способствует точности воспроизведения и формирует уверенность в себе и своих способностях (наличие "ключа" к информации).
Последовательность этапов выполнения
1 этап - текст делится на блоки информации, объединенные одной мыслью, одним сюжетом.
Причем эти блоки могут не совпадать (что чаще всего и происходит) с делением текста на абзацы;
2 этап - каждый блок представляется в виде "сюжетной картинки" с "подключением" эмоций и различных чувств;
3 этап - выписываются опорные слова, которые могут быть либо обобщением, либо началом смыслового блока (выбор зависит от текста и ваших предпочтений);
4 этап - периодичность 1, 2 и 3 пунктов;
5 этап - формирование "ключа" к информации (тексту), т.е. составление мнемической фразы (слова) или запоминание последовательности образов любым из известных методов запоминания последовательностей (см. Запоминание точной информации).
6 этап - последовательное представление "сюжетных картинок" по "ключу" с "озвучиванием", т.е. контрольное припоминание.
Полезные замечания
1. Не стремитесь сформировать сразу крупные блоки информации, лучше соблюдать постепенность.
2. Вовлекайте в процесс запоминания как можно больше чувств и эмоций.
3. Важным пунктом является одновременность образа и его словесной формы, иначе это будет просто "мелькание образов".
4. Опорные слова выбирайте в зависимости от ваших предпочтений. Главное, чтобы они имели конкретный образ.
5. Для формирования "ключа" можно использовать любые методы мнемотехники, которые вы хорошо усвоили.
6. Обязательно выполнять контрольное припоминание, чтобы проверить себя и "озвучить картинки".
3. Образно-логические методы: "Паутинка", "Рисунок" "Открытка";
4. Метод поэтапного осмысления текста - "Галочка";
5. Методы запоминания правил, определений, экономических и юридических статей и т.п.: "Эрудит"" "Опора", "Образ" и "Карта правила";
6. Структурные методы: "Отмычка" и "Прогулка".
7. Мнемонические методы запоминания текстов
Алгоритм запоминания точной информации (с помощью мнемотехники)
1 этап – группирование и структурирование информации;
2 этап - перевод каждой единицы информации в конкретный образ;
3 этап – формирование “ключа” к информации;
4 этап – запоминание всей информации;
5 этап - контрольное припоминание.
Мыслительную операцию перевода точной информации в образ мы будем называть приемами мнемотехники.
Приемы мнемотехники
1. Перевод цифр в образы осуществляется следующими приемами:
1. прием “Форма”;
2. прием “Качество”;
3. прием “Цвет”;
4. прием “Движение”;
5. прием “Тема”;
6. прием ЧБК (число - буквенный код);
Новости образования:
Педагогическое обеспечение духовно-творческого становления личности
дошкольников
От природы в человеке заложены огромные потенциальные возможности. Можно предположить, что они указывают на возможность восхождения человека к духовным состояниям, которые лежат в основе творчества и духовности, ибо нельзя представить творческий продукт, который не был бы одухотворен, пропитан чело ...
Анализ «Фестиваля Народов Красноярского края»
Проблема анализа фестиваля состояла в том, что мы не знали, что выбрать за основание анализа. Поскольку педагогическая ситуация в модели воспитательного процесса конкретизирует схему трансляции культуры, а деятельность выделяем как главное условие формирования толерантности, в своем исследовании мы ...
Система работы по формированию диалогических умений учащихся младшего
школьного возраста
В теоретической части работы нами было выделено две системы работы по формированию диалогических умений учащихся младшего школьного возраста по Филатову В.М., Роговой Т.В. и Верещагиной И.Н. Для проведения практической работы нами была выбрана система работы по формированию диалогических умений уча ...