На вопрос-ситуацию «Представьте себе, что в Вашем присутствии плохо отзываются о представителях других национальностей в этом случае Вы…» (см. Приложения № 2 - 3) 37,5% опрошенных «попросили бы воздержаться», 27% никак бы не прореагировали (заняли нейтральную позицию), 20% «терпели, но испытывали при этом неприятное чувство», 10% не знали бы вообще как реагировать в подобной ситуации. Как мы видим, правомерная толерантность развита у 57,5% подростков и только 37,5% из них адекватно прореагировали бы в подобной ситуации, к сожалению, это очень мало ведь остается 37%, которые никак не относятся к этому либо сомневаются - не знают, как поступить в подобном случае. Показательно то, что никто не выбрал как вариант ответа «делал бы то же самое», но 5% «сделали бы вид, что не замечают».
В своем исследовании мы изучали этнические стереотипы школьников, каким себе они представляют человека другой национальности. Поэтому мы попросили подростков оценить по шкалам семантического дифференциала личные качества «среднестатистического» представителя другой культуры. (см. Приложения № 4 - 6). Шкалы семантического дифференциала: внешне привлекательный - безобразный, забавный – скучный, воспитанный - невоспитанный, интересный - неинтересный, хороший - плохой, вежливый - наглый, умный - глупый, добрый - злой, обычный – необычный, общительный - необщительный. Каждый должен был подчеркнуть пять важных на его взгляд качеств. В итоге, 72,5% опрошенных оценили образ представителя иной культуры как положительный, 22,5% - как отрицательный и всего 5% указали как положительные, так и отрицательные качества. Положительные качества, наиболее часто встречаемые в ответах: половина опрошенных охарактеризовали образ как «забавный» – 50%, «общительный» – 47,5% (из них 32,5% восьмиклассники), «интересный» - 45%, «воспитанный» – 40%, «добрый» – 40%, «необычный» - 40% (из которых 32,5% восьмиклассники), а 30% охарактеризовали как «обычный», причем 12,5% старшеклассников (см. Приложения № 4 - 6) отметили сразу оба противоположных качества. Предполагаем, что к этому проценту учащихся относятся те, для которых культурные различия имеют место быть, но в тоже время не столь значительны в общении с людьми. Еще 30% выделяют качество «вежливый» для характеристики образа и 27,5% оценивают его как «хороший». Из отрицательных качеств наиболее часто встречаемое «наглый» - 27,5%. (25% восьмиклассники).
Общее впечатления о фестивале (см. Приложение № 7): «было интересно» – 15%, причем из них 12,5% составляют восьмиклассники; положительные эмоции - «мне понравилось» - 12,5%; «ничего особенного», «скучно», «никаких впечатлений» - 7,5%; «было весело» - 7,5%. Запомнился фестиваль детям: подготовкой к празднику - «наш класс представлял еврейскую национальность», «мы были немцами», «репетировали 7 раз», «страх перед выступлением» - 10%; творческими номерами, внешним оформлением: «понравились костюмы, песни, стихи», «праздник запомнился костюмами и конкурсами» - 15%; многонациональным составом участников: «увидела много национальностей» - 7,5%. Но при этом 20% вообще никак не ответили на этот вопрос. Это часто встречающиеся ответы, но среди восьмиклассников были еще и такие ответы: «узнала новое о других народах», «интересно узнавать о других народах» - 17,5%, «выступающие старались во всем подражать» - 2,5%, «фестиваль запомнился «родством» народов» - 2,5%. Тем самым ответы старшеклассников более осмысленные, нежели у шестиклассников.
Цель последнего вопроса анкеты: узнать, какое значение имел фестиваль для детей, хотели бы они, чтобы фестиваль стал традицией. (см. Приложение № 8) 55% опрошенных на этот вопрос ответили положительно, и большинство обосновало свой ответ тем, что «это интересно» - 22,5% (среди них 17,5% старшеклассники), «очень познавательно, узнаем много нового» - 15%, «чтобы повеселиться» - 5%. Это общие ответы. Так же шестиклассники отвечали, что хотят узнать много нового о танцах других народов. Среди ответов восьмиклассников встречались и такие как: «можно пересмотреть свое отношение к другим народам», «позволяет отойти от обычной жизни». В целом на этот вопрос затруднились дать ответ 27,5% учеников и процент ответов восьмиклассников выше – 22,5%. Отрицательно ответили на этот вопрос 17,5% школьников, старшеклассники так это обосновали: «не интересно» - 2,5%, «скучно» - 2,5%. Среди подростков 5 % не дали обоснования ответа.
Новости образования:
Эксперимент, характеристика испытуемых и методы исследования
Свое исследование мы проводили в средней школе № 2 города Салехарда во время прохождения преддипломной практики. Мы присутствовали и принимали участие в проведении обычных уроков, а также дополнительных занятий и факультативов в нескольких классах. В ходе работы мы наблюдали за учениками, отмечали ...
Приемы обучения чтению
Первоначальная задача учителя - обеспечить интенсивное совершенствование чтения учащихся. Младшие школьники должны овладеть целостными приемами чтения, т.е. чтением словами, способствующим слиянию технической стороны чтения и пониманию прочитанного в единый процесс, освоить так называемое темповое ...
Выбор объекта деятельности
Для изготовления столика ребятам было предложено принести разработки столиков на листах, для выбора, среди них, одной для непосредственного его изготовление. Несомненно, для изготовления изделий, ребята сами предлагают свои темы. Изготовление столика на уроках технологии с учащимися, должно сформир ...