Экспериментальное исследование: процедура, результаты и их обсуждение

Страница 1

Экспериментальное обоснование концептуальной модели психического развития детей дошкольного возраста осуществлялось на базе ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602 и ГОУ детский сад № 761 Восточного окружного управления Департамента образования г. Москвы. Основными методами исследования были: констатирующий эксперимент, наблюдение и психодиагностика.

Психодиагностика состояла из анкеты с 16 пунктами. Первые четыре пункта означают мотивы посещения детского сада (делает, то, что любит; театрализация; игровая деятельность; творческая самореализация); 5-8 пункты – эмоции (веселье, грусть, скука, удивление); 9-12 пункты означают когнитивное направление (знание арифметических вычислений; знание основ грамматики; кругозор ребенка; знание основ гигиены); 13-16 пункты – поведение (взаимоотношения со взрослыми; взаимоотношения со сверстниками; уровень активности в учебно-воспитательном процессе; поведение в стрессовых ситуациях).

Диагностика носила индивидуальный характер. Тесты методик предлагались в игровой форме, ответы заносились в специально подготовленный бланк (Приложение 1).

Положительные стороны авторской методики:

1) методика позволяет создать информационную базу, необходимую для оценки уровня развития на каждого ребенка;

2) предлагает показатели и критерии уровней развития ребенка;

3) обосновывает направления анализа по диагностике адаптации и мотивации дошкольников;

4) инструментарий методики обеспечивает получение достоверной эмпирической информации и предусматривает процедуру оценки её надежности.

5) методика позволяет провести комплексное исследование в короткие сроки и измеряемой математическим и статистическим методами (что делает ее приемлемой для мониторинга происходящих в личности изменений, оценки эффективности проводимых воспитательных мероприятии и позволяет выступать в роли канала обратной связи);

6) предлагаемый инструментарий не требует дополнительных затрат и не увеличивает нагрузку на педагогов и воспитанников.

Исследование, позволяющее оценить отношение каждого ребенка, играет важную роль на всех этапах обучения и при разработке индивидуальной траектории образования.

На первом этапе эксперимента (сентябрь – октябрь 2009 г.) был проведен констатирующий эксперимент. Его целью было изучение уровня психического развития детей пятилетнего и шестилетнего возраста. По его результатам были сформированы две группы – экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). В ЭГ вошло 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек), посещающих ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602. В контрольную группу вошли 12 детей (6 мальчиков и 6 девочек) посещающие воспитанники ГОУ детский сад № 761 Восточного окружного управления Департамента образования г. Москвы. Проведено промежуточное тестирование.

Осуществлена экспертиза кадровых, материально-технических условий проведения занятий в детских садах, подготовлены методические и контрольно-измерительные материалы, проанализированы отчеты ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602.

Исследование организации среды было вызвано необходимостью изучения адекватности педагогических воздействий на психологическое развитие ребенка. Мотивационные, когнитивные, эмоциональные, поведенческие показатели достаточно полно отражают адекватность средовых воздействий возрастным возможностям детей.

На втором этапе (февраль 2009 г. – март 2010 г.) проведено заключительное обследование детей экспериментальной и контрольной групп. Организация и проведение занятий по экспериментальной модели осуществлялась педагогами, прошедших переподготовку на курсах МГППУ. Занятия с детьми контрольных групп проводились по примерной общеобразовательной программе воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста специалистами равной квалификации.

Для анализа общего психического развития использовались разработанные нами тесты, характеризующие динамику мотивационных, познавательных, эмоциональных, поведенческих процессов детей дошкольного возраста. Использование их было для нас важно по нескольким причинам. Во-первых, перечисленные процессы составляют центральные линии развития ребенка в дошкольном возрасте. Следовательно, их динамика может выступать в качестве критерия оценки общего психического развития. Во-вторых, одинаковые по природе сравнимые показатели позволили определить уровень развития у детей отдельных психических процессов, сравнить динамику показателей ЭГ и КГ. В-третьих, использование авторской методики дало нам возможность произвести интегральную оценку психического развития.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новости образования:

Формирование эстетической культуры учащихся
Природа - ничем не заменимый источник прекрасного. Она дает богатейший материал для развития эстетического чувства, наблюдательности, воображения. Красота природы играет большую роль в воспитании духовного благородства, воспитывает в душе подростка способность ощущать, воспринимать тонкости, оттенк ...

Формирование культуры общения у учеников
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст его дошкольный и школьный периоды. В раннем детстве у ребенка возникают потребности общ ...

Классификация активных методов обучения в преподавании социально-политических дисциплин
Методы обучения - система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Понятие "метод обучени ...

Главное на сайте

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.focuseducation.ru